Описание В богатом миланском доме появляется гость. Он по очереди вступает в сексуальные отношения со всеми членами семьи – с сыном, дочерью, матерью, отцом и со служанкой. Гость уезжает, а привычный уклад буржуазного семейства разрушается до основания…

Слоган: "There are only 923 words spoken in 'Teorema' - but it says everything!"
Премьера (мир): 4 сентября 1968
Релиз на DVD: 18 декабря 2008
Рейтинг кинокритиков: 7.6 (89%, 17 + 2 = 19)

Награды:
Премия экуменического жюри на МКФ в Венеции.

Венецианский кинофестиваль, 1968 год
Победитель (1): Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Лаура Бетти)
Номинации (1): Золотой лев

Связи:
Начало
1.
 

Продолжение
1.
2.
 

Ремейк
1.
 

Отсылки к
1.
 

Упоминается в
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
В доме (2012)
Dans la maison
8.
 

Смонтировано в
1.
2.
История(и) кино (видео, 1998)
Histoire(s) du cinema: La monnaie de l'absolu
 


Знаете ли вы, что:
• Подсчитано, что в фильме произносится только 923 слова.
• Процесс по обвинению фильма в непристойности закончился оправдательным вердиктом. Судья обосновал своё решение следующим образом: "Волнение, которое я испытал при просмотре, носило не сексуальный, а исключительно идеологический и мистический характер. Поскольку речь, бесспорно, идет о произведении искусства, оно не может быть непристойным".

Из книги «3500 кинорецензий»:
Философско-символическая притча (10/10)

Возможно, одна из самых противоречивых картин в истории мирового кино. Она вызвала подчас взаимоисключающие трактовки, нападки на выдающегося итальянского режиссёра и слева, и справа, расколола верующих людей на два лагеря: одни вручили Пьеру Паоло Пазолини премию экуменического жюри на Венецианском фестивале, другие же требовали очередного процесса над кинематографистом-богохульником (он ведь ранее подвергался судебным преследованиям за якобы оскорбляющую религиозные чувства новеллу "Овечий сыр" в киноальманахе "РоГоПаГ"). И в среде критиков тоже был разброд – фильм "Теорема" называли то шедевром, то мистификацией. А он является по своей сути символической, метафизической притчей. При всей простоте сюжета и притчевой заданности характеров героев смысл не прямолинеен, наоборот – многозначен, иногда даже не читается, остаётся зашифрованными. Вот и в самом названии подчёркнуто, что каждый из зрителей должен приложить немалое усилие, чтобы доказать предложенную автором теорему.
Лента чётко делится на две половины, что связано с приездом и отъездом главного персонажа – какого-то незнакомца-чужестранца, чей образ загадочен и амбивалентен. Под внешностью ангела, вероятнее всего, скрывается посланник Дьявола. Поскольку всех членов семьи крупного промышленника из Милана охватывает странная, порой противоестественная страсть к этому гостю. Отец, мать, сын и дочь, а также служанка вступают с ним в связь. И это непреодолимое влечение переживается как нечто фатальное, неизбежное – но вместе с тем желанное, словно явившееся из их грёз. Это – как неискоренимый порок, настоящее наваждение, неотступная болезнь. И в то же время – удивительная радость, необъяснимое счастье. И бесконечная любовь.
А когда герой уезжает, никто не в силах пережить эту потерю. Дочь впадает в летаргический сон. Сын сходит с ума. Мать становится сексуально одержимой и превращается в проститутку. Отец отказывается от собственной фабрики, раздевается догола и убегает в некую пустыню. Служанка предаётся религиозному экстазу, начинает исцелять людей, а потом вообще возносится – и в финале её закапывает на свалке деревенская старуха, в роли которой выступает реальная мать Пазолини (кстати, в "Евангелии от Матфея" она была уже немолодой матерью Иисуса).
Рискуя существенно упростить замысел постановщика "Теоремы", у которой есть библейский эпиграф из книги "Исход": "И обвёл Бог народ дорогою пустынной…", можно предложить собственное понимание данного фильма. Буржуазная семья, представленная на экране, является как бы моделью современного капиталистического общества. Образ чужестранца (даже если не считать его дьяволом во плоти) – словно осуществлённая метафора скрытых пороков и утаиваемых страстей вроде бы благопристойных буржуа. Нужен был только внешний толчок, некий посторонний катализатор, позволяющий начать реакцию губительных перемен. Необходима лишь определённая критическая масса, чтобы произошёл цепной распад. Ведь когда появляется этот незнакомец, семья морально уже готова к деградации, а её глава намерен отказаться от управления фабрикой и вообще собирается её разрушить. Но если раньше он ещё надеялся на реорганизацию и хотел найти выход, чтобы спасти свои прибыли от посягательств рабочих, то теперь тот, кто вообще не способен быть хозяином, истошно кричит от отчаяния в пустыне – но этот крик всё равно никто не услышит.
Это общество, по мысли Пьера Паоло Пазолини, обречено на неминуемую гибель и не в состоянии больше существовать. И явление "дьявола-ангела" – будто знамение, предостережение. Но абсолютно не случайно, что Пазолини оставляет возможность для возрождения, возвращения к жизни и воскрешения только служанке Эмилии, бывшей крестьянке, которая пытается в религиозном экстазе, в покаянии, в милосердии к нищим и исцелении больных искупить свой прежний "грех". Новая жизнь может быть также уготовлена простым крестьянам из её родной деревни и забавному Анджелино – не Ангелу, а всего лишь ангелочку, похожему на деревенского блаженного, юродивого, чьими устами глаголет истина. Именно он, как "ангел смерти", приносит весть о прибытии гостя. А его следующее "благовещение" определит время исчезновения "дьявола", который сделал своё дело, выполнил предназначенную роль.
Теорема доказана – остаётся только применить её на практике, при решении конкретнойзадачи. Однако категоричность идей Пьера Паоло Пазолини, верившего в конце 60-х годов (почти как более молодые "контестаторы", бунтари 68-го года) в скорое уничтожение абсолютно не принимаемой им системы, всё же не оправдалась. Но художественная неоднозначность воссоздаваемого постановщиком на экране реального мира позволяет отнестись к этой картине как к одной из лучших в его творчестве.
1982

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Крысятник / Sitcom, (1998)
There are only 923 words spoken in 'Teorema' - but it says everything!

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова