Описание СССР, шестидесятые годы… Сержант Виктор молод, статен, смотрит на жизнь просто и прагматично. Он готов на все, чтобы добиться в жизни своей цели – сделать карьеру. Пока удача способствует ему – его, курсанта привилегированной Кремлевской роты, крупный армейский генерал берёт своим личным водителем.

Генерал Серов рассчитывает женить его на своей неудачливой дочери Вере. Вера – хромоножка. Но нового водителя Виктора это не слишком смущает. Он вырос сиротой в детском доме, в нищете. Теперь, за шанс пробиться "в высшие сферы", Виктор готов жениться на дочери генерала. А влюбчивая Вера не замечает холодного расчёта с его стороны.

Странный их роман развивается на генеральской даче в Крыму под Севастополем. Ласковое солнце черноморского побережья, атмосфера шестидесятых с их музыкой, модами, машинами, с их бытом и развлечениями, будут соседствовать в фильме с тайной борьбой за сферы влияния между армией и КГБ.

В этой борьбе жизнь генерала, его дочери и только что родившегося ее ребёнка, судьба водителя Виктора станут всего лишь разменной монетой…

Бюджет: $3 300 000
Сборы в России: $2 011 837

сборы
Премьера (мир): 29 июля 2004
Премьера (РФ): 27 июля 2004

Награды:
Золотой орел, 2005 год
Победитель (2): Лучшая женская роль (Алёна Бабенко); Лучшая мужская роль второго плана (Богдан Ступка)
Номинации (4): Лучший фильм; Лучший режиссер (Павел Чухрай); Лучшая мужская роль второго плана (Андрей Панин); Лучшая музыка

Ника, 2005 год
Победитель (3): Лучшая музыка; Открытие года (Алёна Бабенко); Лучшая работа художника-постановщика
Номинации (5): Лучший фильм; Лучшая мужская роль (Богдан Ступка); Лучшая женская роль (Алёна Бабенко); Лучшая мужская роль второго плана (Андрей Панин); Лучший режиссер (Павел Чухрай)

Жорж, 2005 год
Номинации (1): Лучший отечественный фильм

Карловы Вары, 2005 год
Номинации (1): Хрустальный глобус

Кинотавр, 2004 год
Победитель (2): Главный приз «Золотая роза»; Приз имени Григория Горина за лучший сценарий

Знаете ли вы, что:
• Сценарий фильма Павел Чухрай написал в 2000 году за 2 с половиной месяца. Реализация проекта началась в 2001 году.
• Съемочный период картины продлился с 22 апреля 2002 года по 20 октября 2003 года (с учетом досъемок). Группа работала в самом Севастополе и в его окрестностях: поселке Алсу и поселке Каче, а последние дни съемок проходили в Москве, в штабе Московского военного округа и у Спасских ворот Кремля.
• Бюджет картины составил 3,3 млн. долларов.
• Подбором актеров Павел Чухрай занимался очень кропотливо: "Важно не только подобрать лицо, важно, чтобы актер стал в итоге твоим единомышленником, соавтором картины, а роль – частью его биографии".
• Особенно трудно было найти исполнительницу главной роли – актрису, сыгравшую взрывной характер Веры, которая ведет себя иногда как ребенок, а иногда как фурия. В выборе режиссер не ошибся. Алена Бабенко оказалась не только неординарной драматической актрисой, но и очень трудолюбивым человеком. Когда Алена готовилась к роли, она придумала биографию своей героини, которая, на ее взгляд, привела Веру к такому трагическому восприятию жизни.
• "На роль водителя пробовались несколько очень хороших актеров, – вспоминает Павел Чухрай. – Но Игорь, помимо того, что он профессиональный актер, обладает еще какой-то особенной мужской притягательностью, а она чрезвычайно важна для этой роли".
• Что же до Богдана Ступки, то, по признанию режиссера, он уже давно следил за работой украинского актера и на роль генерала предполагал именно его.
• "По завершении съемок, могу сказать – я был счастлив работать в такой компании. Богдан Ступка, Андрей Панин, Игорь Петренко, Алена Бабенко, Екатерина Юдина – все это замечательные люди и замечательные актеры. Они – вне конкуренции".
• Жилище для генерала разыскивали в течение нескольких месяцев. Продюсер Михаил Зильберман и Павел Чухрай объездили прочти весь Крым в поисках дома. Просмотрели массу дач, пансионатов, домов отдыха. Нашелся же дом в итоге совершенно случайно. Продюсеру и режиссеру посоветовали заглянуть в детский санаторий, который размещается в особняке позапрошлого века, бывшем здании революционного штаба крымских партизан. Дом пришелся по вкусу всем, но "утвердили" его для съемок далеко не сразу, так как находится он далеко от города, и добраться до него непросто. Единственная недостроенная дорога, местами размытая паводками, поначалу отпугнула кинематографистов. Но дом стоил того, и решение было принято в его пользу, а дорогу пришлось отремонтировать.
• Несмотря на то, что действие фильма происходит в относительно недавние 1960-е годы, "Водитель для Веры" можно смело называть исторической постановкой. По словам художника-постановщика Ольги Кравчени, реквизита 60-х годов почти не сохранилось, и для его поиска в ход пошли все возможные средства – даже объявления по местному севастопольскому радио и покупки на "блошиных" рынках. В течение нескольких месяцев собиралась разнообразная домашняя утварь и мебель для обстановки зажиточного дома генерала.
• Дачу семейства Серовых художникам пришлось переделывать не только внутри, но и снаружи. Ведь не только сам дом, но и его двор должны были полностью соответствовать оформлению дач высокопоставленных чиновников тех лет. И к этой задаче художники подошли со всей скрупулезностью. Вместо прежнего, пришедшего в негодность асфальта, был насыпан гравий. А специально приглашенные дизайнеры разбили перед домом клумбы. Причем цветы для этих клумб разыскивали в радиусе 100 км вокруг Севастополя. В итоге дом настолько преобразился, что директор детского санатория в Алсу опасался, как бы дом после съемок не перекупили.
• Сшить гардероб героев из современных тканей было невозможно – одежда выглядела бы совсем иначе. Художникам пришлось разыскивать подходящие ситцы и в Москве, и в Иванове, и в Крыму. Настоящим спасением для костюмеров стали "блошиные" рынки Севастополя. Вряд ли домохозяйки 60-х могли себе представить, в какой восторг будут приходить дизайнеры и стилисты начала XXI века, скупая их авоськи из бисера или газовые косынки, которыми генерал Серов одаривает прислугу во время праздника Военно-Морского флота. Говорят, они даже сохранили слабый запах знаменитой "Красной Москвы"…
• Самый большой "гардероб" в картине был у главной героини Веры – Алене Бабенко приготовили 14 костюмов.
• Для пошива более 2000 костюмов для фильма привлекали ателье севастопольского Театра Луначарского, московские и петербургские мастерские. Зато в севастопольских ателье чудом удалось отыскать тех портных, которые в 60-е годы шили офицерские мундиры; они точно помнят, какими должны быть генеральские и адмиральские брюки согласно уставу того времени.
• Разыскивая ЗИМ, подходящий для съемок, группа взяла на учет все машины этой марки, сохранившиеся в Москве, на Украине и вообще в СНГ. В конце концов прекрасный ЗИМ был найден в Киеве. Ее предоставила напрокат фирма "Авторетро", занимающаяся реконструкцией коллекционных автомобилей. Ее руководитель пошел навстречу продюсерам картины и отдал им машину, отреставрированную под специальный заказ из Швейцарии.
• В фильме участвовали 3 ЗИМа. Для первого, сверкающего лаком и хромированной отделкой, был построен настоящий добротный гараж на территории дачи генерала. Второй – "клон", собранный из запчастей, погиб в пропасти. Третий "ЗИМ" был запасным.
• Сложность натурных съемок заключалась в том, что улицы Севастополя не просто изменились, а изменились почти до неузнаваемости. Съемочная группа подыскивала такие места, где Севастополь остался еще советским. Конечно, и над этими улицами пришлось потрудиться: демонтировали рекламу, завешивали ее старыми вывесками, добывали автобусы и троллейбусы 60-х годов. В результате, съемка Севастопольской площади в фильме выглядит как самая настоящая хроника.
• Так как действие картины разворачивается в 1962 году, а время это уже историческое, создателям картины пришлось использовать компьютерные технологии. Например, в эпизоде, где машина генерала Серова въезжает под своды Спасских ворот Кремля, флаг Российской Федерации заменили флагом СССР. При помощи компьютера пришлось "стирать" в кадре и дома современной постройки.
• А вот самые сложные трюковые сцены – авария в горах и пожар в гараже – обошлись без компьютера. Павел Чухрай поставил перед каскадером Сергеем Воробьевым непростую задачу – все должно быть как в жизни.
• Для Сергея и его помощников (Бориса Карелина и Виталия Серегина) особенно трудным стал эпизод с ЗИМом, который должен упасть с горы прямо в пропасть. Был сооружен специальный "клон" ЗИМа – именно его, а не действующую машину, следовало разбить в пропасти. Во время съемок аварии отличились и Игорь Петренко, и Богдан Ступка, который мужественно согласился сниматься в аварии (его герой вываливается из машины на краю пропасти) самостоятельно.
• А смелостью Игоря Петренко восхищались даже бывалые каскадеры. Например, в эпизоде, где Виктор удерживает машину на краю обрыва, Игоря никто не дублировал, он все делал сам. "Игорь просто молодчина, – рассказывает Сергей Воробьев. – Съемка действительно была очень опасной. Мы страховали его, поддерживая машину за кадром, но в съемке всегда остается риск…" А вот в эпизоде, где Виктор выводит ЗИМ из пылающего гаража, на месте водителя сидел сам Сергей Воробьев.
• Интересной была также и съемка пожара. Из гаража сделали "карточный домик", стены и крыша которого разбирались, как в детском конструкторе, в зависимости от съемочной задачи. А вместо бензина использовали специальный клей, который сгорает куда быстрее и не позволяет огню перекинуться на другие постройки.
• В кадре, где душат генерала Серова, использовали удавку-обманку. Актер может сколько угодно затягивать ее на шее другого – задушить ею просто невозможно.
• Цветовая гамма "Водителя для Веры" – это единство противоположностей. Солнечный Севастополь, загородные пейзажи, морские виды и южная яркость – все это должно быть в контрапункте с жесткой, беспощадной сюжетной коллизией.
• По словам Игоря Клебанова, цветовая гамма картины преимущественно "тепло-золотистая", а иногда "колко-холодная".
• "Алсу" в переводе означает "чистая вода". Столь необычное название поселок получил от источника, бьющего рядом в горах. Причем местные жители настолько убеждены в его целебных свойствах, что даже соорудили бассейн, заполненный ледяной водой из родника. Плавать там могли только самые смелые "моржи" – например, Андрей Панин.
• В качестве консультантов на съемки были приглашены бывшие кадровые военные, служившие в этих местах около сорока лет назад. Всего за сорок прошедших лет переменилось и забылось так много, что военные напоминали больше историков, консультирующих съемки исторического фильма.
• Во время съемок праздника Военно-морского флота в массовке были задействованы более 1500 человек, среди которых – моряки Российского Черноморского флота, базирующиеся в Севастополе.
• "Адмиральский" катер искали очень долго. Причем поиски проходили на речных пристанях от Москвы и до самой Астрахани, на Днепре, в Одессе и в Севастополе. Наконец, когда подходящий катер был найден, хозяин согласился дать его для съемок при одном условии: катер должен быть дважды перекрашен. Сначала из "жовто-блакитного" в белый, как и положено адмиральскому судну, а затем опять, в патриотический желто-голубой, и уже в таком виде передан хозяину.
• По сценарию Лида – не только горничная, но и лейтенант. Поэтому и праздник Военно-морского флота она должна была отмечать не в платье, а в офицерской форме. Но во время съемок режиссер решил отказаться от такой подачи образа Лиды, и актриса Екатерина Юдина еще долго сокрушалась по этому поводу, в шутку сообщая всем, что ее "лишили погон".
• Отдав "Водителю для Веры" два года жизни и проделав нелегкий путь от Севастополя до Москвы, свой последний съемочный день группа провела на Красной площади. Знаковость этого дня, видимо, оценили даже власть предержащие – впервые за долгое время на Красной площади специально для съемок были открыты Спасские ворота.
• При съёмке эпизода падения машины в пропасть вместо настоящего автомобиля "ЗиМ" был сброшен вниз его муляж, состоящий из кузова и пары запчастей.

Из книги «3500 кинорецензий»:
Социальная ретро-мелодрама с элементами политического триллера (7/10)

Самая первая полнометражная (и, увы, весьма неудачная) картина Павла Чухрая, созданная ещё в 1977 году, называлась "Ты иногда вспоминай", хотя она и была современной по тематике. Судя же по нынешнему интересу режиссёра, проявившемуся и в "Воре", его действительно волнует жанр социальной ретро-мелодрамы, события которой разворачиваются во всё-таки тоталитарную эпоху, будь то 1952-й или 1962 год. Следует предположить, что Чухрай-младший должен в будущем сделать ленту, посвящённую 1972-му. Поскольку о периоде "пика застоя", относящегося примерно к 1982 году, он успел в своё время высказаться, сняв "Клетку для канареек", где частная история случайной встречи на вокзале юноши и девушки, которые обострённо чувствуют собственную неприкаянность, поставлена в точный, но данный лишь намёком (по цензурным идеологическим соображениям) общественно-политический контекст.
В конце концов, и ситуация молодого сержанта-шофёра из кремлёвской роты, которого переуступил, словно крепостного, высокопоставленный генерал из Москвы своему другу-военачальнику из Крыма (не так ли и полуостров был передан Никитой Хрущёвым в юрисдикцию тогдашней Украинской ССР?!), напоминает не слишком уж завидное положение канарейки, пусть и в позолоченной клетке – на загородной вилле главы армейского гарнизона в Севастополе. Виктор, сам воспитывавшийся в детдоме после смерти отца и матери, проникается сочувствием к беременной Вере, дочери-хромоножке генерала Серова, которая тоже рано потеряла свою мать, хотя лично он не против того, чтобы отдаться бурной страсти по отношению к привлекательной горничной Лиде. И в то же время не может не осознавать удачную перспективу стать зятем крупного военного чина и воспользоваться всеми благами роскошной жизни, чего, разумеется, был лишён на "гражданке". Однако своеобразный любовный треугольник между Виктором, Верой и Лидой усугублён более серьёзными и пугающими обстоятельствами: простой шофёр на службе у армейского генерала обязан обо всём докладывать капитану КГБ по фамилии Савельев, который крутится возле Серова наподобие "мелкого беса", но мнит себя хладнокровным и мстительным вершителем человеческих судеб, включая и самого генерала, неожиданно впавшего в немилость у органов безопасности.
Конечно, фильму "Водитель для Веры" можно было бы предъявить ряд придирок и претензий. В частности, упрекнуть за то, что мелодрама о "Вере-хромоножке, которая любила да не вышла замуж, потому что гордая была" в последней трети повествования соскальзывает в явный триллер политического свойства, который, к тому же, соотносится с грядущей переменой в руководстве страны спустя два года, что было больше похоже на тайный дворцовый переворот. Но всё же с точки зрения жанрового кино эта лента Павла Чухрая отличается увлекательностью рассказа и довольно крепко сбита, а вдобавок обеспечена отличными актёрскими работами (помимо Богдана Ступки и Андрея Панина, виртуозно и сочно существующих на экране, нельзя не отметить убедительность молодого Игоря Петренко в заглавной роли).
А финал, между прочим, вполне сопоставим… с дипломной вгиковской короткометражкой "Вольному воля" по рассказу Всеволода Иванова "Дитё". Через тридцать лет Чухрай вдруг вернулся к нравственной проблематике своей ранней картины, где жизнь чужого новорождённого оказывалась важнее собственной судьбы в момент исторических катаклизмов. И Виктор из "Водителя для Веры", спасая малое дитя, потом вынужден затеряться на бескрайних просторах безжалостной отчизны. Ходячему путь!
2004

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Вор / (1997)
Звезда / (2002)

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова