Описание Стивен Флеминг и Анна Бартон – совершено разные на первый взгляд люди. Он – пожилой высокопоставленный дипломат, любящий семьянин и отец. Она – молодая скромная предпринимательница, ведущая замкнутый образ жизни. Тем не менее они полюбили друг друга с первого взгляда. Не в силах сопротивляться нахлынувшим чувствам, Стивен полностью отдается всепоглощающей страсти, несмотря на семью, положение в обществе и тот немаловажный факт, что Анна является невестой… его же собственного сына.

Слоган: "Всепоглощающая страсть, несмотря ни на что..."
Сборы в США: $7 532 911
Премьера (мир): 9 декабря 1992
Релиз на DVD: 21 сентября 2006
Рейтинг кинокритиков: 6.9 (80%, 16 + 4 = 20)

Награды:
Оскар, 1993 год
Номинации (1): Лучшая женская роль второго плана (Миранда Ричардсон)

Золотой глобус, 1993 год
Номинации (1): Лучшая женская роль второго плана (Миранда Ричардсон)

Британская академия, 1993 год
Победитель (1): Лучшая женская роль второго плана (Миранда Ричардсон)

Сезар, 1993 год
Номинации (1): Лучшая актриса (Жюльет Бинош)

Знаете ли вы, что:
• Фильм снят по роману "Крах" ("Damage", 1991) ирландской писательницы Жозефины Харт.

Из книги «3500 кинорецензий»:
Экзистенциальная мелодрама (9/10)

Стивен Флеминг, британский министр (правда, без портфеля, но ему уже обещан пост в правительстве) и добропорядочный семьянин, внезапно, по "роковому влечению", на одном из официальных приёмов влюбляется в молодую девушку Анну Бартон, невесту своего сына Мартина. Но и она, как типичная femme fatale (ведь в Анне есть доля французской крови), соблазняет прежде равнодушного и бесстрастного Стивена, провоцируя на неведомые проявления бурных чувств, порой на грани садомазохизма.
Легко увидеть в этом фильме французского режиссёра Луи Маля очередную скандальную историю нравов и пороков политической и общественной знати – тем более что и в реальности время от времени всплывают на поверхность довольно неприглядные факты из тайной жизни "сильных мира сего". Ещё проще сразу же насмешливо обозвать ленту "Урон" (у нас она больше известна в качестве "Ущерба") как "Последнее танго в Вестминстере", считая её вторичной не только по отношению к шедевру "Последнее танго в Париже" Бернардо Бертолуччи, но и к более зрелищным, доступным для массового зрителя американским картинам от "Рокового влечения" Эдриана Лайна до его же "Девяти с половиной недель" и "Дикой орхидеи" Залмана Кинга. Кстати, в США увидели в фильме Маля обычный образчик психопатологического кино, придрались к ряду откровенных сцен, изъятия которых требовала строгая цензура, не желая давать "Урону" более мягкий, чем NC-17, возрастной индекс. И по данной причине лента могла попасть в одну компанию со спекулятивным эротическим триллером "Тело-улика" с участием сексуально озабоченной Мадонны.
Картина Луи Маля, который всегда отличался смелостью в своём обращении на экране с темами истории, политики и частной жизни, а также чрезвычайной деликатностью и даже нежностью по отношению к страждущим и одержимым навязчивыми комплексами героям, словно обречена на неоднозначное восприятие – от резко негативного приёма и яростного возмущения до спонтанного ощущения скрытой печали и неизбывной тоски автора из-за неминуемого краха фатальной страсти. Интимная тематика, по-разному решаемая Малем в фильмах "Любовники", "Частная жизнь", "Шум в сердце", "Прелестный ребёнок", обретает в "Уроне" особые обертона. Удивительный ритм затягивающего, как глубокая воронка, повествования с плавным движением камеры Питера Бижу намеренно резко взрывается в серии синкопических сексуальных сцен, которые больше похожи на судороги и создают впечатление дикого наваждения (в американском издании "Видео Муви Гайд", желая уколоть, вообще сравнили их с совокуплением насекомых).
Неуправляемый животный инстинкт, на самом-то деле, превращает людей в безвольных марионеток, механически и изощрённо удовлетворяющих своё ненасытное влечение. Но эти "отключки", именно проявления слабости (между прочим, понятие синкопы как раз и означает перенос музыкального ударения с сильной доли такта на слабую) изнутри разъедают вспыхнувшую между двумя людьми любовь. Преступная ситуация сожительства снохи и тестя напоминает о мучительном отказе Анны от связи с собственным братом, который покончил с собой, а на этот раз невольной жертвой оказывается Мартин, упавший в лестничный проём. Страхи и мании молодой девушки наверняка наполовину выдуманы – но она истово загоняет себя и своих новых партнёров по сексу во второй круг роковых комплексов, пожалуй, всё-таки помимо собственной воли играя роль истеричной стервы с тягой к запретному соитию тайком.
О том, что же сами герои, прежде всего – Анна, утрачивают в слепом порыве невоздержанных, конвульсивных вожделений, в первую очередь, намекает почти не слышная, но упорно пробивающаяся сквозь громкие возгласы и истошные стоны печальная мелодия польского композитора Збигнева Прайснера. Он прославился благодаря "Декалогу" и "Двойной жизни Вероники" Кшиштофа Кесьлёвского, где близкая по манере музыка ненароком предупреждала, предостерегала от поспешных поступков и трогательно, но отнюдь не сентиментально и слезливо, сострадала ошибающимся "грешникам ХХ века", которые лично отнюдь не всегда были виновны в несоблюдении нравственных императивов ветхозаветных десяти заповедей. Жаль, что Прайснер не был даже номинирован на какие-либо премии за музыку к "Урону" – а она ведь давала истинный камертон всему происходящему и позволяла слушающему услышать подспудные звуки, тот самый "шум в сердце", который был на протяжении более тридцати лет притягателен для Луи Маля, тонкого и бесконечно искреннего художника.
Порой становится обидно почти до слёз, что такой удивительный мастер, проникновеннейший лирик и певец сокровенных чувств, в то же время способный и на неожиданные регистры – от трагического, как в лентах "Лакомб Люсьен" и "До свидания, дети", до трагикомедийного, фарсового и ёрнического, как в картинах "Зази в метро", "Вива, Мария!" и "Вор" – как-то отодвигался в тень более знаменитых коллег. А возникавшие по поводу его произведений скандалы (как ни странно, почти каждое из них провоцировало моральный, культурный или даже политический шок), в общем, основаны на недопонимании мыслей и эмоций, которые владели этим постановщиком в процессе творчества. Маль поневоле приобретал черты "фатальной фигуры" в кино, поскольку подозревался во всех смертных грехах наравне с запутавшимися в страстях или исторических катаклизмах персонажами. Но, как правило, истинная суть его работ, степень постижения замыслов, которые проникнуты смущённой любовью к воплощаемым на экране характерам, обратно пропорциональны предосудительности, нетерпимости или уровню испорченности зрителей.
Имеющий душу и разум почувствует и поймёт! В финале "Урона" бывший министр, вынужденно избавившись от личного безумного увлечения и превратившись в своеобразного изгоя, снимает некую скромную квартиру, где проводит часы перед увеличенной во всю стену фотографией, на которой запечатлены он, Анна и Мартин. И растерянно сообщает в послесловии, что уже через несколько лет ему довелось встретить в аэропорту ту самую фатальную любовницу, которая, видимо, вышла замуж, потому что держала ребёнка на руках – и она ничем не выделялась из толпы. Вот подлинный урон! Ради этого отчаяния человека, который потерпел отнюдь не материальный ущерб или моральный слом, а подлинную утрату любви, был, в конце концов, создан столь грустный фильм чуткого на чужую боль режиссёра.
1992

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Странное преступление / Sotto falso nome, (2004)
Лолита / Lolita, (1997)
Всепоглощающая страсть, несмотря ни на что...

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова