Описание Это мой дом. Я не могу сказать, где он находится, в какой части света. Я просто знаю, что этот дом – мой. В нем жило множество людей. Некоторые из них всего лишь заходили и вскоре покидали его, другие оставались дольше. Немногие из них живут в нем до сих пор.

Премьера (мир): 14 мая 1997

Из книги «3500 кинорецензий»:
Экзистенциальная притча (8/10)

Литовский режиссёр Шарунас Бартас вовсе не увлечён политикой, пусть в его фильме "Дом" и появляются бронетранспортёры с солдатами, нарушив поток воспоминаний, снов и видений альтер-эго постановщика, сломав призрачную гармонию мира, который он пытался выстроить в одном отдельно взятом доме (вспомним из стихов Арсения Тарковского: "Живите в доме – и не рухнет дом"). Вроде бы идеальная Вселенная номинально рушится лишь после вторжения извне (всем известно, что именно события у телецентра в Вильнюсе стали прологом к распаду советской империи), но обнажает собственную иллюзорность и нереальность гораздо раньше.
Бартас прибегает, можно сказать, к реализованной метафоре, когда некий дом-особняк на берегу пруда заполняется обнажённой натурой – девушками, которые дружно пытаются соблазнить главного персонажа, или же играющими детьми разного возраста. Можно, конечно, устроить и настоящий цветник на чердаке, регулярно возделывая принесённую туда землю, но райских кущ всё равно не получишь. Поскольку Эдем безвозвратно канул в небытие. Герой будто медитирует в промежуточном состоянии между прошлым и будущим, хотя, как сказано в его закадровом письме к матери, настоящего не существует – оно исчезает прямо на глазах. Воспоминания и видения теснят и выталкивают всякое подобие реального прочь с экрана, так что происходящее начинает напоминать плавный и временами просто завораживающий поток сознания, которому нет никакого дела до действительности. Но как каждому сну приходит конец (за исключением того, что вечен), так и эта фантазия о смоделированном рае должна рано или поздно завершиться.
Интересно, что "Дом" сильнее всего подчёркивает тесную связь Шарунаса Бартаса с творчеством Андрея Тарковского, оказываясь своего рода аналогом "Зеркала". Дело доходит до забавных совпадений: "Дом", как и "Зеркало" – это опус "Четыре с половиной". Французский режиссёр Леос Каракс, задействованный здесь в качестве актёра, порой начинает быть невероятно похожим на Игната Данильцева, играющего сына в "Зеркале", да и занят на экране почти тем же, внимательно разглядывая обстановку дома или листая некие фолианты. "Брейгелевские" зимние пейзажи почти идентичны тем, что появлялись у Тарковского. А главное – сны, личные впечатления и пророчества перемешиваются в свободно организованном повествовании, которое становится своеобразным зеркалом того, что происходит внутри автора, делящегося своими откровенными признаниями и надеющегося получить искупление.
Но в отличие от отчаянно раскрепощённой исповеди Андрея Тарковского, который преодолевает в "Зеркале" трагическое чувство вины и стыда, пройдя через чистилище памяти, Бартас оставляет нас в финале "Дома" с более тревожными и даже безысходными ощущениями, нежели те, с какими мы вошли в его потайной мир. Пафос Тарковского в "Зеркале" был задан фразой из пролога: "Я могу говорить". Но уже в следующем "Сталкере" маленькая дочь заглавного героя вынуждена молчать, а Зона, куда приходится с риском для жизни возвращаться Сталкеру, кажется воплощённым Адом, обманчиво сбывшимся желанием очередного посетителя Волшебной комнаты. Вот и в "Доме" молчание персонажей, которое должно было бы стать уже привычным для зрителей, кажется особенно тягостным в преддверье того, как тишина взорвётся внешне роскошным фейерверком (чем не вариант пожара в "Зеркале"?!). "Пусть жжёт ещё сильней! – почти у самых глаз".
Между прочим, в том же стихотворении Арсения Тарковского есть строчка "Всё наше прошлое похоже на угрозу". Его дочь Марина, младшая сестра Андрея Тарковского, считает в книге "Осколки зеркала", что первый вариант 1935 года ("Ты знаешь, как любовь похожа на угрозу") лучше. Но и "Зеркало", и, как ни парадоксально, бартасовский "Дом" доказывают, что поздняя редакция стиха звучит всеобъемлюще и трагично. Дом не выдерживает груза прошлого, мир прогибается от тяжести пережитого, а сконструированная в сознании Вселенная легко рассеивается, как дым.
2001

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова