Описание Лента, посвященная 300-летию Петербурга, повествует о трагической судьбе российского императора Павла Первого.
"Настали времена правления мужеского, рыцарского!" Мечтатель, идеалист, безумец, игравший в строителя из бумаги не годы, а десятилетия, не знающий и не понимающий страны, доставшейся ему в управление, Павел опасен и жуток, как всякий невменяемый правитель, и обаятелен, как всякий юный дух, стремящийся преобразить к лучшему подвластную ему действительность.

Премьера (мир): 2 апреля 2005
Релиз на DVD: 9 октября 2008

Награды:
приз за музыку на фестивале "Кинотавр" в Сочи, "Ника" и Национальная премия российской кинокритики и кинопрессы за главную мужскую роль, 4 приза "Золотой орёл" – за второплановую мужскую роль (Олег Янковский), музыку, работу художника, костюмы (Лариса Конникова)

Золотой орел, 2004 год
Победитель (4): Лучшая мужская роль второго плана (Олег Янковский); Лучшая работа художника-постановщика; Лучшие костюмы; Лучшая музыка
Номинации (4): Лучший фильм; Лучший режиссер (Виталий Мельников); Лучшая мужская роль (Виктор Сухоруков); Лучшая работа звукорежиссера

Ника, 2004 год
Победитель (1): Лучшая мужская роль (Виктор Сухоруков)
Номинации (3): Лучшая мужская роль (Олег Янковский); Лучшая женская роль второго плана (Оксана Мысина); Лучшая работа художника-постановщика

Кинотавр, 2003 год
Победитель (1): Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму
Номинации (1): Главный приз «Золотая роза»

Знаете ли вы, что:
• Фильм снят по мотивам пьесы Дмитрия Мережковского "Павел I" (1908).

Из книги «3500 кинорецензий»:
Историческая драма (7/10)

Замечательный петербургский режиссёр Виталий Мельников обладает немалым мужеством и терпением создавать в наше нелёгкое для кинематографа время дорогостоящие исторические картины. К тому же они требуют кропотливой работы над деталями обстановки давно ушедшей эпохи, а главное – понимания процессов развития истории и её непреходящего значения для всех нас в нынешней действительности. "Бедный, бедный Павел" (кстати, весьма странно, что в титрах нет в названии фильма, вопреки нормам русской орфографии, запятой между повторяющимися определениями "бедный") следует воспринимать не обособленно, а как заключительную часть своеобразной "царской трилогии" Мельникова, начатой лентами "Царская охота" и "Царевич Алексей". Его трёхчастная киноэпопея о разных событиях в истории России XVIII века – от царствования Петра I до прихода к власти Александра I уже на рубеже XIX столетия в результате насильственного свержения Павла I – растянулась в итоге на 15 лет, если считать с момента съёмок самой первой из картин.
И несмотря на различие всех представляемых на экране эпох, этот режиссёр делал кино, в принципе, на одну и ту же тему: разложение и падение верховной власти, построенной на обмане и предательстве, которые тем более преступны и безнравственны, когда они связаны с личными и даже родственными взаимоотношениями. Причём в каждом из исторических фильмов Виталия Мельникова знаменательно, что центральными персонажами, двигающими сюжетную и политическую интригу, оказываются вовсе не царствующие особы, а иные кукловоды, которые также пытаются манипулировать монаршими поступками. В этом как раз и заключается дополнительная "драма власти", точнее – драма безвластья, вынужденного бессилия тех, кто был поставлен во главе государства или только лишь смел претендовать на трон.
Вот и в "Бедном, бедном Павле" самой ключевой фигурой становится отнюдь не Павел I, и уж подавно – не Александр I, безвольно пособничающий инициаторам устранения своего отца. Всем заправляет павловский же ставленник, барон (потом граф) Пётр Пален, который плетёт заговор вокруг явно неуравновешенного царя, который доверяется ему с бесхитростностью младенца. С исторической точки зрения, в данной киноверсии событий более чем двухвековой давности есть некоторые натяжки. Допустим, Пален находился вплоть до 1798 года в опале – в ленте же он сразу оказался в большой милости у нового царя, воссевшего на трон в ноябре 1796 года после смерти своей матери Екатерины II, а причины возмущения дворян против мелочного самодурства Павла I опущены как бы за ненадобностью. Но логика и методы развития дворцовой интриги убедительны благодаря точному существованию на экране Олега Янковского, который воплощает не просто ловкого махинатора, а своего рода Мефистофеля при доморощенном Фаусте, поскольку царь больше всего озабочен собственными "прожектами", нежели исполнением верховной власти.
Пожалуй, Янковский переигрывает Виктора Сухорукова, который старательно пытается выстроить заглавную роль вопреки распространённым представлениям о Павле I как о бездушном солдафоне и тронувшемся умом человеке. Скорее – это наивный и простодушный ребёнок, который с детства привык к игре в солдатики и к строительству Санкт-Петербурга в миниатюре. Неоднократное упоминание им великого прадеда Петра I лишний раз подчёркивает, что в российской истории Павел I ощущал себя в качестве его прямого последователя, пусть и стал всего лишь игрушечным аналогом этого царя, вздыбившего Русь – подобно лошади под собой на знаменитом памятнике. И вне всякого сомнения, Павел сам превратился в марионетку не только собственных маний, но и своего ближайшего окружения с Паленом во главе. Не случайно, что в мельниковском изложении событий император, осознав происходящее вокруг себя, фактически добровольно идёт на заклание, а это совершается при временном хитроумном самоустранении со сцены основного интригана, который, разумеется, не будет лично марать руки, чтобы спать спокойно в оставшиеся 25 лет жизни.
Между прочим, в финале "Бедного, бедного Павла" тоже допущена определённая вольность в трактовке фактов – получается, что убийство Павла I совпало с кануном XIX века, хотя это произошло уже в марте 1801 года. Но это нужно для перебрасывания своеобразного мостика через целых двести лет, а именно – в современность, в то, что случится дальше, после наступления XXI столетия. Может, данный намёк демонстративен, а потому излишен. Ведь так или иначе, эта историческая картина Виталия Мельникова, задуманная ещё при "немощном Ельцине", который обошёлся всё же без импичмента, а тем более – без физического устранения, поневоле воспринимается и как поразительное свидетельство о "временах Путина". Он выглядит таким же, словно Павел I, "заигравшимся в солдатики", постепенно теряющим контакт с реальностью и не замечающим того, что давно стал игрушкой в неведомых руках. Одним словом – не ВВП, а ББП! Бедный, бедный Путин…
2003

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Царская охота / (1990)
Царевич Алексей / (1996)

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова