Описание Прекрасная юная американка после самоубийства матери, известной поэтессы и топ-модели, отправляется в Италию. Ей предстоит провести лето на вилле давних друзей семьи, найти своего отца и потерять девственность… Но есть еще один, быть может, главный мотив этой поездки: стремление найти разгадку непонятной записи в оставленном матерью дневнике.

Слоган: "The most beautiful place to be is in love"
Сборы в США: $4 722 310
Премьера (мир): 29 марта 1996
Рейтинг кинокритиков: 6.0 (53%, 25 + 22 = 47)

Награды:
Каннский кинофестиваль, 1996 год
Номинации (1): Золотая пальмовая ветвь

Связи:
Отсылки к
1.
2.
3.
 

Упоминается в
1.
2.
3.
 


Из книги «3500 кинорецензий»:
Экзистенциальная мелодрама (8.5/10)

Несмотря на распространённое мнение, что итальянский киноклассик Бернардо Бертолуччи давно уже устал и не может создать нечто достойное своего великого имени, эта лента не так однозначна и будто бы легко прочитывается, как это многим показалось на первых просмотрах в фестивальной суете в Канне или Сочи. Причём "Ускользающая красота" (таково российское прокатное название) появилась на пиратском видео под вроде бы глупым названием "Красотка-воровка". Однако в этом просторечном обороте переводчика неожиданно обнаружился особый смысл.
Конечно, автор сюжета Бернардо Бертолуччи и сценаристка Сюзан Мино невольно породили загадку для тех, кто попытается перевести англоязычное название поведанной ими истории. Она рассказывает о девятнадцатилетней красивой американке Люси, которая приезжает на лето в итальянскую провинцию Тоскана – чтобы найти своего настоящего отца, а также того идеального мужчину, кто лишит её невинности. Знаменательно, что выбранная режиссёром на главную роль после долгих поисков восемнадцатилетняя американка Лив Тайлер тоже лишь в подростковом возрасте узнала, что является дочерью Стивена Тайлера, лидера рок-группы Aerosmith.
Рекламируемая даже в качестве эротической мелодрамы, эта картина гениального автора "Последнего танго в Париже" кое-кем действительно воспринимается как соблазнительный рассказ всё-таки немолодого постановщика (ему было уже 55 лет во время съёмок), любующегося, словно эстет-порнократ, прелестями девственницы – Лолиты 90-х годов из Америки. Забавно, что английский актёр Джереми Айронс сразу после участия в Stealing Beauty был приглашён Эдрианом Лайном на роль Гумберта-Гумберта в новой версии "Лолиты", а на каннской пресс-конференции журналисты стремились оскорбить Бертолуччи, заявляя, что он якобы тоже попытался косвенно экранизировать роман Владимира Набокова. Поэтому и версии переводов названия были зазывающими – "Покоряющая красота", "Подкупающая красота", "Украденная красота" и т. п.
Возможно, поскучав в течение первого часа и даже поиронизировав над "Последним танцем в Тоскане" (хотя вновь, как и всегда у Бертолуччи, сцена танца, на этот раз в одном из старых итальянских замков, относится к самым ключевым в фильме), внимательный, а главное – тонко чувствующий зритель, настроенный на камертон автора, может вдруг уловить, что возвращение итальянского режиссёра на родину после 15-летнего отсутствия не является ни случайным, ни таким уж бесхитростно наивным. А его исповедальное высказывание по поводу того, что в данной ленте он отправился внутрь самого себя, не выглядит таким уж дежурным.
Казалось бы, сам постановщик посмеивается над Италией, "нацией, которая может произносить лишь длинные монологи", и вообще над стремящейся к объединению Европой (симптоматично, что разговоры ведутся сразу на нескольких языках – английском, итальянском, французском, немецком). Время проходит в пустопорожних псевдоинтеллектуальных беседах и в усталых забавах людей, которые ещё пытаются не утратить хоть какую-либо радость жизни. "Вырождающийся рай", давно позабытое величие Римской империи (как и потерянный "золотой век" Древней Греции), существование, которое лишено не только мифологического, но и телеологического (то есть целесообразного) плана, медленное умирание культуры и цивилизации от неважно какой болезни… Прежде всего, это относится к Алексу, одному из гипотетических отцов Люси, которому всё-таки важнее её присутствие в качестве напоминания о бурной молодости и временах Lucy in the Sky with the Diamonds – намёк должен читаться не только любителями LSD и поклонниками The Beatles.
Такова "сладкая жизнь" в конце XX века разнородных обитателей поэтичных тосканских земель, куда неумолимо вторгаются чужеродные силы, как, например, телеретрансляторы, противостоящие скульптурам Иэна, ещё одного возможного родителя Люси. А она, в свою очередь, как бы повторяет судьбу матери-американки, модельерши и поэтессы в одном лице, которая во время поездки по Италии в августе 1975 года переспала с кем-то из едва знакомых мужчин. И не имеет значения, с кем именно – представительница нового "поколения Х" может быть дочерью любого из тех, кто жил в уныло-трагическую эпоху "после революции", когда на смену бунтарским настроениям шестидесятых пришли разброд и шатания семидесятых.
Бернардо Бертолуччи стремился вынести приговор тем временам ещё в своей самой неудачной, пожалуй, картине со знаменательным названием "Трагедия смешного человека" об отце-промышленнике, который вынужден расплачиваться за ниспровергательские грехи родного сына. Кстати, именно после съёмок этого фильма 1981 года режиссёр практически покинул Италию, поселившись в Лондоне, а за поисками новой духовности отправился на Дальний и Ближний Восток, сняв свою "ориентальную трилогию" – "Последний император", "Под покровом небес" (лишь мимоходом надо отметить перекличку данной ленты с "Ускользающей красотой" благодаря мотиву "губительной силы большой и красивой любви") и "Маленький Будда".
Но немаловажно и то, что в промежутке между эпической фреской "Двадцатый век" (там автор в середине 70-х годов пытался прорваться от камерной монологичной драмы к романной диалогичной структуре) и упомянутой "Трагедией смешного человека" Бертолуччи снял наиболее психоаналитичную работу в собственном творчестве – "Луна" (1979). Она тоже стала своеобразной жертвой непонимания со стороны критиков и зрителей, не пожелавших не увидеть ничего, кроме темы скандального инцеста между оперной певицей-американкой и её пятнадцатилетним наркотизирующимся сыном, который тяжело переживает смерть отца, а в финале узнаёт, что появился на свет от интимной связи матери с итальянским учителем. Кстати, мотив идентификации отца, словно "эдипов комплекс", попутно связанный и с идеей поисков дома и вообще своего не столько географического, сколько духовно понятого отечества, присутствует не только в "Луне", но почти в каждой ленте Бернардо Бертолуччи, по-новому отозвавшись в Stealing Beauty.
Люси родилась в мае 1976 года (забавно, но это дата премьеры "Двадцатого века" на фестивале в Канне), то есть она – Телец и Дракон. И внезапно возникшая во время просмотра "Красотки-воровки" (или же не так упрощённо – "Обкрадывающей красоты") аналогия со знаменитым живописным полотном "Похищение Европы" на античный сюжет о Зевсе в облике быка, который украл одно из исконно хтонических божеств, связанных одновременно с производительной силой земли или воды и умерщвляющей потенцией преисподней, отнюдь не парадоксальна.
Конечно, и саму "широкоглазую" (эпитет луны) девушку, которая испытывает странное томление в момент полнолуния, можно принять за страдательную фигуру – аналог похищаемой богини Европы, нередко отождествляемой с Луной. Но согласно "Мифологическому словарю", Европа является также коррелятом (то есть соотнесённой персоной) древнего Зевса Евриопа ("широкогласного"), восходящего к догреческим культам Северной Греции и Малой Азии. В этом смысле ритуал похищения Европы Зевсом начинает напоминать обряд самособлазнения, автоэротики, чем, собственно говоря, и занята юная Люси, выбирая себе сексуального партнёра как жертву для собственной же инициации, самопожертвованного расставания с невинностью.
А странный персонаж в исполнении очень старого и седого Жана Маре (не только романтического кумира публики, героя костюмно-приключенческих фильмов, но и исполнителя роли Орфея у Жана Кокто) бубнит по-французски о том, что теперь никто уже не помнит о Дьяволе. И ангелоподобная девушка Люси – почти как искушающий всю буржуазную семью незнакомец (то ли Агнец Божий, то ли Ангел Тьмы) в шедевре "Теорема" Пьера Паоло Пазолини, пророчески появившемся в критический для европейского самосознания 1968 год.
Бертолуччи как непосредственный ученик и творческий наследник Пазолини создал спустя 28 лет свою трагическую притчу о Зловещении (в противовес Благовещению), явлении персонифицированного соблазняющего начала (интересно, что и двойное грехопадение Люси и Освальдо, словно Евы и Адама, происходит под величественным древом) в тот анемичный и растерянный мир современной Европы, которая готова и к тонкому искушению, и к грубому похищению. Финальные кадры с видами городов Италии с птичьего полёта тоже как бы рифмуются со снятыми чуть сверху сценами в пустыне из "Теоремы", куда удалился владелец фабрики, по-библейски познав загадочного посланника.
"Теорема" успела получить премию экуменического жюри в Венеции-68 и удостоиться анафемы римского папы. А ныне метафизическим богохульством никого не удивишь и не возмутишь. Тем не менее, обидно, что в Канне-96 жюри во главе с Фрэнсисом Фордом Копполой отметило скучно-бытовую картину "Тайны и ложь", провинциально-кровавый "Фарго", дерзко провокационную "Автокатастрофу" и даже "Рассекая волны" мыслящего как бы "по касательной" датчанина Ларса фон Трира, другого певца "заката Европы". А вот ускользающе ("как в зеркале, гадательно, а не лицом к лицу") умное и исподволь трогательное творение Бернардо Бертолуччи вообще осталось без наград. Впрочем, на кинофестивалях он их никогда и не имел!
1996

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Мечтатели / The Dreamers, (2003)
Лолита / Lolita, (1997)
Хороший год / A Good Year, (2006)
Молода и прекрасна / Jeune & jolie, (2013)
The most beautiful place to be is in love

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова