Описание Зима 1944 года. Мобилизованный немецкий хирург Пауль Фишбах прибывает на восточный фронт в очень напряженный момент. Вокруг тишина, никто не стреляет, но уже окончательно ясно, что инициатива перешла к советским войскам. Пауль появляется в помещении временного госпиталя, в то время как оттуда эвакуируют последних раненых. Вскоре помещение госпиталь пустеет. В здании осталось всего несколько человек, за которыми обещали прислать машину, но она не приедет. Тогда Пауль начинает понимать что поезд, на котором он приехал в эту чужую страну, был для него последним. В хаосе неожиданного советского контрнаступления ему суждено потеряться посреди заснеженных русских просторов и никогда больше не вернуться домой, в Германию.

Сборы в России: $1 100

сборы
Премьера (мир): 29 августа 2003
Премьера (РФ): 5 февраля 2004
Рейтинг кинокритиков: (—%, 0 + 1 = 1)

Награды:
Приз за режиссуру на фестивале "Киношок" в Анапе, главная премия и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Салониках, главная премия на фестивале "Сталкер".

Ника, 2004 год
Победитель (1): Открытие года (Алексей Герман мл.)

Венецианский кинофестиваль, 2003 год
Победитель (1): Приз Луиджи де Лаурентиса - особое упоминание

Из книги «3500 кинорецензий»:
Военная экзистенциальная драма (8.5/10)

"Последний поезд", дебютную ленту Алексея Германа-младшего, премьера которой состоялась на 60-м Венецианском кинофестивале почти в день 27-летия молодого режиссёра, совсем нетрудно обвинить во всех смертных грехах – как минимум, в национальном предательстве. Собственно говоря, не это ли приписывали в начале 70-х годов Алексею Герману-старшему, когда он снял "Операцию "С Новым годом", которая на полтора десятилетия легла на пресловутую "полку", пока не была реабилитирована уже в перестроечные времена и вышла в прокат под названием "Проверка на дорогах". Алексей Алексеевич Герман (именно так он довольно неожиданно указан в титрах), словно не желая быть просто "младшим", но и гордясь, разумеется, прямым родством с выдающимся кинопостановщиком, дерзнул ныне пойти гораздо дальше, рассказывая уже не о русском, оказавшемся на службе у немцев, а о самих "фрицах", как мы привыкли презрительно называть представителей нации, которая вела с Россией две мировые войны.
Кстати, главный герой "Последнего поезда", чрезвычайно толстый и неуклюжий военврач Пауль Фишбах, попавший зимой в начале 1944 года на Восточный фронт, когда немецкие войска шли уже назад, а не вперёд, знаменательно вспоминает о событиях почти тридцатилетней давности, когда ещё молодым принимал участие в первой мировой, но на Западном фронте, где побывал, в том числе, и в "газовом тумане". Здесь же он оказался сразу, как только грузно спустился с подножки поезда, в некоем морозном мареве, которое затем сопровождает на всём протяжении "адской одиссеи" тех нескольких людей, кто непосредственно не воюет, но всё равно вынужден подвергнуться опасности навек сгинуть в застуженных полях чужой территории.
Спрашивается, а чего мы должны сострадать какому-то немцу, пусть интеллигенту, который даже мухи не обидит, если он явился, хоть и не по своей воле, на нашу родную землю и представляет собой одного из врагов-захватчиков, подлежащих немедленному уничтожению. "Сколько раз увидишь его – столько раз и убей!" – вот пафос отечественного военно-патриотического искусства, которое призывало к "ярости благородной" по отношению к любому иноземному оккупанту, кем бы он ни был. Если долгие десятилетия казался предосудительным вопрос даже о человеке, "заплутавшем на войне" (если пользоваться авторским определением писателя Василя Быкова относительно одного из персонажей своего этапного произведения "Сотников"), то и речи не могло быть о проявлении какой-либо гуманности к врагам. У нас это вполне человеческое свойство попытаться понять, а тем более – посочувствовать такому же "затерянному" участнику ожесточённой битвы народов, клеймилось гневными словами об "абстрактном гуманизме". Хотя до войны, наоборот, усиленно внушалась сверху не менее отвлечённая идея о классовом братстве и тесной дружбе рабочих всех стран – так что после нападения фашистов на СССР пришлось в спешном порядке проводить контрпропагандистские разъяснения, что немцев, ступивших в наш отчий край, нужно жесточайшим образом убивать.
Уникальность картины Алексея Германа-младшего (помимо несомненных художественных достоинств, особенно в изобразительном, кинематографическом плане, в чём дебютант действительно наследует мэтру-отцу, но скорее – его работам раннего периода) заключается в том, что он даёт возможность почти физически ощутить холод и пустоту продутого всеми метелями сирого пространства. И люди с обеих противоборствующих сторон, если они попадают в кадр, ведут себя как промёрзшие насквозь, безостановочно кашляющие, передвигающиеся из последних сил, тяжело работающие, будто измождённые лошади. В конечном счёте – словно заблудившиеся в снегах путники, которые уже знают, что скоро застынут насмерть, однако ещё копошатся, насколько могут, потому что живы до тех пор, пока не умерли.
И право же, нет у режиссёра никакого стремления кого-то очернить (например, партизан, которые деловито и механически расстреливают встреченных на дороге немцев), а кого-то, напротив, обелить (допустим, двух несчастных обмороженных бродяжек – доктора и почтальона, слоняющихся по студёной России как по Чистилищу, покорно ожидая своей участи: попасть в Ад или Рай). Не дело одного человека судить другого, равно как и массовые преступления против человечества приписывать на счёт всей нации и каждого из её представителей в отдельности. Задача у молодого постановщика совершенно иная, возможно, парадоксальная, поскольку он отстаивает идею сохранения памяти о прошлом весьма необычным образом.
В комментарии к фильму в каталоге Венецианского фестиваля, где, кстати, "Последний поезд" был особо упомянут жюри в конкурсе дебютов (напомним, что главную премию и приз за дебют получила тоже наше "Возвращение" Андрея Звягинцева), Алексей Алексеевич Герман знаменательно признался, что исходным мотивом при написании сценария стали факты из семейной биографии. Его бабушка вместе с матерью (тогда ещё в младенческом возрасте) были сняты с поезда, который отправлялся в Германию, неким немецким офицером. Примерно в то же время дедушка по материнской линии был убит на фронте. И эти два события по прихотливой логике ассоциаций сопоставлены с судьбой немца-военврача, прибывшего последним поездом на передовую как раз накануне отступления и в итоге сгинувшего практически без следа. Подробный финальный титр, который можно принять за авторское послесловие, свидетельствует о том, что об этом самом Пауле Фишбахе, не оставившем потомства, спустя многие годы никто уже не вспоминал, а ещё сохранившиеся фотографии толстяка в семейном альбоме дальние родственники из нового поколения воспринимали со смешком, но потом и это позабыли.
Однако сама кинолента Германа-младшего является, согласно верно понятому принципу существования кинематографа, в частности, метафорически описанному Андреем Тарковским в знаменитой статье "Запечатлённое время", неким способом возвращения памяти и сохранения ушедшего времени. "Последний поезд" повествует, на самом-то деле, о подспудном механизме реабилитации исчезнувшей реальности, а не о конкретном случае оправдания жизни и смерти одного человека, тем более – номинального врага. Как это ни покажется странным, произведение дебютанта развивает на новой стадии иносказательную мысль о "поезде кинематографа", который движется на плёнке вот уже сто с лишним лет и оставляет нам свидетельства о минувшем.
2003

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Проверка на дорогах / (1971)

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова