Описание Размышляя о смысле жизни, герой фильма непроизвольно становится реальным участником собственных воспоминаний.

Его попутчик – он сам 20 лет назад, молодой юноша, не обремененный жизненным опытом, у которого все еще впереди – и грехи и добродетели. Герой как бы заново проходит свой жизненный путь, возвращается к истокам, познает свои корни.

Награды:
Государственная премия России в 1993 году

Берлинский кинофестиваль, 1992 год
Победитель (2): Приз экуменического (христианского) жюри (конкурсная программа); Приз Альфреда Бауэра
Номинации (1): Золотой Медведь

Из книги «3500 кинорецензий»:
Экзистенциальный роман (5/10)

Кажется, никто не обратил внимания на то, что два очень долго снимавшихся фильма советского кино (и, кстати, их делали по совпадению именно два грузина: один в Москве, другой в Тбилиси) – "Бесконечность" и "Солнце неспящих" – всё же были закончены сразу после падения империи под названием СССР, причём оба получили премии на фестивале в Берлине, соответственно в 1992 и 1993 годах, что как бы узаконило их неофициальный статус "эпитафий по минувшей эпохе". Правда, у Хуциева замысел глобальнее и охватывает, по сути, весь XX век. Поскольку его герой, которому лет пятьдесят, отправившись пешком вдоль реки, а по сути дела – в путешествие по своей памяти в предчувствии скорой смерти, потом переходит без особых усилий из родного современного городка, пребывающего в запустении, куда-то в самое начало столетия. И там, в давно утраченной атмосфере рождественского праздника, в мире прежней России, которая увидена словно сквозь призму чеховских пьес, существует не только последний приют надежды, но и исток всех будущих несчастий и общественно-исторических переломов.
"Бесконечность", рождавшаяся целых шесть лет, уже по своему названию давала повод для каламбуров и даже злых шуток в отношении "короля пролонгации", каковым всё-таки несправедливо считается Марлен Хуциев. Если не учитывать долго переделывавшуюся по требованию властей "Заставу Ильича" ("Мне двадцать лет"), так и не снятый по ряду причин "Пушкин" и вот эту самую "Бесконечность", то выяснится: постановщик вполне был способен работать быстро и экономно, что доказал его предшествующий опыт "Послесловие". В одном из интервью для телепрограммы "Киносерпантин" Хуциев признавался во время работы над "Бесконечностью", что не может ставить эту ленту второпях, кое-как, уступая на каждом шагу, придумывая себе поблажки и оправдания в виде непредусмотренного стечения обстоятельств. И он упорно, истово, наперекор всему (особенно времени, чаще всего нерасположенному к творцу) стремился создавать несуетное искусство, не желая откликаться в спешке "на злобу дня" и оставаясь, согласно призыву своего любимого поэта, "взыскательным художником", который не прощает себе ни единой ошибки, оценивает сделанное по самому высокому счёту.
Относясь к искренним поклонникам Марлена Хуциева, особенно – в эпоху 60-х годов, однако оценивая его произведение именно по "гамбургскому счёту" (а не по берлинскому), нельзя не изумиться, прежде всего, следующему. Эта философская притча с оригинальным латинским названием Infinitas, пытаясь осмыслить не столько судьбу маловыразительного, какого-то аморфно-летаргического персонажа, сколько художественный и жизненный путь самого творца, историю и предысторию поколения российских интеллигентов, вынужденных жить на протяжении почти всего XX века, представляется неожиданно выморочной, искусственной, а порой даже фальшивой по исполнению. Всё то, что составляло тайну и магию хуциевского стиля, его удивительная естественность, раскрепощённость, кажущаяся лёгкость и импровизационность превратились вдруг в надуманность, многозначительность, претенциозность, а главное – натужность и тяжеловесность. Длительность фильма – 3 часа 40 минут – становится подчас мучительным испытанием, хотя, например, трёхчасовая "Застава Ильича" и сейчас смотрится почти на одном дыхании.
"Бесконечность" должна была стать самой авторской, исповедальной картиной режиссёра. И название в наиболее метафорической форме могло подчеркнуть восхождение Марлена Хуциева от конкретики первых работ – к обобщениям и поискам истины в период создания "Заставы Ильича" ("Мне двадцать лет"), затем к нравственному очищению в результате приобщения к незыблемым человеческим заповедям или через попытку хотя бы краткого духовного единения с другими людьми ("Июльский дождь" – "Был месяц май" – "Послесловие"). А вот на новом витке философского постижения жизни – к обращению уже к вечным вопросам бытия. Пройденный путь и время, в котором довелось жить, оцениваются теперь с точки зрения бесконечности. Будучи "у времени в плену", постановщик раньше воспарял над реальностью, воспевая течение жизни. А как истинный художник, задумывающийся над другой частью пастернаковской формулы, он обязан был ощутить себя "вечности заложником".
И ещё "Бесконечность" претендовала на то, чтобы стать хуциевским "Восемь с половиной" – и иносказательно, и буквально. Потому что, принимая в расчёт его дипломную работу "Градостроители" (совместно с Феликсом Миронером), а также в качестве "половинок" – снятую вместе с тем же Миронером "Весну на Заречной улице" и участие в завершении ленты "И всё-таки я верю" Михаила Ромма, действительно получалось, что "Бесконечность" – это восьмой с половиной фильм Марлена Хуциева. Маловато, конечно, за сорок лет. Но цена его произведений была от этого ничуть не меньше, а может, именно выше по той же самой причине. Тем не менее, при всём горячем желании понять и принять это подлинное послесловие выдающегося мастера кино (хотя он уже несколько лет занят новым проектом о Чехове и Толстом), приходится лишь из уважения к его прошлым заслугам даже чуть завысить оценку, данную "Бесконечности".
1998/2007

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова