Описание 53-й год. 8 лет без войны. Люди абсолютно разные по характеру и судьбам живут в одном бараке (заселялись на время, а получилось навсегда): русский, еврей, немец, татарин. Появляется новый жилец – блокадница Ольга. И вот начинается ее знакомство с жильцами. Это фильм о наших родителях – молодых, красивых и веселых, какими они были 40 лет назад, какими мы их помним…

Премьера (мир): 9 августа 1999

Награды:
"Серебряный леопард" и особое упоминание экуменического жюри на МКФ в Локарно, главный приз, премия критики и награда в зрительском конкурсе на кинофестивале "Окно в Европу" в Выборге, 3 "Ники" – за главную женскую роль (Нина Усатова), второплановую мужскую роль (Леонид Ярмольник) и работу звукорежиссёра (Алиакпер Гасан-заде), Государственная премия России в 2000 году

Ника, 2000 год
Победитель (3): Лучшая женская роль (Нина Усатова); Лучшая роль второго плана (Леонид Ярмольник); Лучший звук
Номинации (7): Лучший фильм; Лучшая мужская роль (Евгений Сидихин); Лучший режиссер (Валерий Огородников); Лучший сценарий; Лучшая операторская работа (Юрий Клименко, Анатолий Лапшов); Лучшая работа художника по костюмам; Лучшая работа художника-постановщика

Европейская киноакадемия, 2000 год
Номинации (1): Лучшая операторская работа (Юрий Клименко)

Из книги «3500 кинорецензий»:
Ретро-драма (7.5/10)

Эта работа Валерия Огородникова, сделанная им после восьмилетнего перерыва, отличается добротностью и мастеровитостью, а по сравнению с предшествующими лентами (особенно с "Опытом бреда любовного очарования" – одно название чего стоит!) членораздельностью и внятностью авторского высказывания. Главное же – она не может не растрогать в ряде сцен, и зрители охотно откликаются на ностальгический порыв режиссёра, который склонен видеть ушедшее (действие происходит на Урале "холодным летом пятьдесят третьего"), безусловно, драматичным, но всё же проникнутым удивительной теплотой человеческих отношений. И финальная песня (кстати, исполнена в кадре крёстной матерью самого постановщика) людей, объединённых и в горе, и в радости в одном бараке, за одним столом во всю длину коридора, действительно задевает за живое не только нас, кто успел хоть как-то застать ту самую жизнь, но и некоторых из молодых, для кого минувшее время поневоле кажется диковинкой.
Сам Огородников, 1951 года рождения, тоже подзахватил самый краешек канувшей эпохи, и в его картине, несомненно, эстетизированной и стилизованной под ретро, порой чересчур эффектно сочетающей чёрно-белое, цветное и вирированное изображение, так или иначе доминирует "взгляд изнутри". И как человек, который вышел оттуда и хранит добрую память о трудном, но наполненном невероятными эмоциями детстве, он выписывает героев с любовью и состраданием, одинаково прощая правых и виноватых, всей душой желая хоть через экран причаститься утерянному чувству единения.
"Барак" – это проявление тоски по "худому миру", который, как известно, лучше "доброй ссоры". Под миром тут следует понимать не только отсутствие войны или обострённых конфликтов между соседями по коммунальному общежитию (как в прямом смысле слова, так и в переносном – то есть в масштабе всей страны), но и проявление типично русской склонности к соборности, дружному и стойкому переживанию общих бед и невзгод. Сейчас все настолько разъединились и обособились, что прежняя тяга к совместному преодолению потрясений жизни воспринимается, на самом деле, будто потерянная панацея, растраченный менталитет народа, который тогда и не знал такого мудрёного слова, а просто жил и не тужил, пил, плясал и себя веселил – вопреки всему.
Казалось бы, какая разница в поведении героев фильмов "Барак" и "Хрусталёв, машину!", которые словно стараются забыться от действительности, уходя в своеобразное шутовство и карнавализацию всего вокруг себя?! Пожалуй, дело в разной оптике и в чувстве временнoй, исторической дистанции. Заявленный у Огородникова сюжетный мотив фотографирования персонажей одним из них – предприимчивым и склонным к жульничеству инвалидом Фогельманом в несколько аффектированном исполнении Леонида Ярмольника, также выступившего в качестве сопродюсера – обыгран ещё и в стилистическом плане.
Сама лента оформлена как своего рода художественная фотография, не лишена изыска и блеска, принципиально уходит от хроникальности и грубой реалистичности (даже эпизод поиска пистолета местного милиционера, который умудрился уронить его в очко уборной, выглядит чуть ли не поэтическим!), давая всё-таки романтизированный и облагороженный облик эпохи. Замученные жизнью люди кажутся душевными и вызывающими симпатию, а кончающаяся сталинская эпоха – не такой уж страшной (словно из какого-то неведомого мира приходят телеграфные сообщения об аресте и расстреле Берии, что воспринимается жителями Урала с почти современной индифферентностью).
Может, поэтому "Барак" был благосклонно принят на Западе, да и наши критики и кинематографисты встретили фильм если не с ответной приязнью, то хотя бы ровно и выдержанно, в отличие от картины Алексея Германа, которая вызвала и будет ещё вызывать противоречивые чувства и мысли, борение и внутренние споры даже в одном и том же человеке. После ленты "Хрусталёв, машину!" с её особым, уникальным, стереоскопическим видением эпохи, когда личный взгляд свидетеля минувшего парадоксально сочетается с историзмом и вообще с космизмом подхода, вневременным и общечеловеческим восприятием конкретной эпохи, "Барак" поневоле представляется (несмотря на все повествовательно-визуальные ухищрения) традиционным, чуть ли не бытописательским произведением. Честно и не без эмоциональности рассказывает о том, что испытали "наши родители", которым как раз и посвящена эта ретро-драма, а также доверительно приобщает к памяти об ушедшем уже другие поколения, ничего подобного не пережившие.
Но запечатление гигантского слома в общественном сознании, проходящего через судьбу каждого без исключения, подчас превращая трагедию в абсурд всего сущего, фиксация мучительной, неприятной, отталкивающей, а временами вдруг жалкой, постыдной, трагифарсовой агонии сталинской эпохи, страдающей, как и тиран перед смертью, вздутием живота и недержанием дерьма… Всё это трудный и отважный удел таких больших художников, как Алексей Герман.
Справедливости ради надо сказать, что в своей следующей работе "Красное небо, чёрный снег" (уже об уральцах в годы войны) Валерий Огородников поднялся на более высокий уровень и нестерпимой правды, и художественного обобщения, достигая в ряде сцен виртуознейшего кинематографического мастерства. Искренне жаль, что он так преждевременно ушёл от нас.
1999/2006

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Красное небо. Черный снег / (2004)
Зеркало для героя / (1987)
Край / (2010)
Искупление / (2011)

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова