Описание Герой этого фильма по имени Кикуджиро не может похвастаться умом и хорошим вкусом. Он не любит работать и не умеет плавать, но зато может сквернословить и жульничать. Кикуджиро обожает азартные игры, и частенько разрешает жизненные проблемы при помощи кулака. Но случилось так, что именно этого наглого и безответственного субъекта судьба выбрала на роль компаньона и защитника для крошечного, ангелоподобного и очень одинокого мальчугана по имени Масао.

Тихий и молчаливый малыш Масао мечтает увидеть свою маму, которая давно переехала на побережье, оставив ребёнка на попечение бабушки. Вместе с великовозрастным хулиганом Кикуджиро мальчик отправляется к морю на поиски мамы. Эту невероятно странную парочку ждёт захватывающее и полное приключений путешествие.

Сборы в США: $198 238
Премьера (мир): 20 мая 1999
Премьера (РФ): 1 июня 2000
Релиз на DVD: 25 декабря 2000
Рейтинг кинокритиков: 5.7 (59%, 29 + 20 = 49)

Награды:
Приз за мужскую роль и премия ФИПРЕССИ на МКФ в Вальядолиде, 2 приза Японской киноакадемии – за музыку и второплановую женскую роль (Киёки Кисимото).

Каннский кинофестиваль, 1999 год
Номинации (1): Золотая пальмовая ветвь

Связи:
Отсылки к
1.
2.
 

Упоминается в
1.
 


Из книги «3500 кинорецензий»:
Лирическая трагикомедия (8.5/10)

Каннский фестиваль 1999 года действительно явил кинематографическому миру для кого-то довольно неожиданную метаморфозу, которая в миг случилась сразу с несколькими признанными мастерами авторского кино – Дэвидом Линчем ("Простая история"), Джимом Джармушем ("Пёс-призрак: Путь самурая") и Такэси Китано ("Лето Кикудзиро"). Они дружно, будто сговорившись, решили "впасть, как в ересь, в неслыханную простоту", сочиняя то трогательные, то лукавые, но вполне житейские сказки про старых и малых, которые, как известно, похожи друг на друга. Или про столь же наивных и чудаковатых героев в промежуточном возрасте, оставшихся, по сути, настоящими детьми: что джармушевский "милый киллер", что китановский отщепенец, которого можно опрометчиво посчитать пародийным вариантом жестоких представителей клана якудза, прежде сыгранных Такэси Китано, если бы…
Ведь ребяческую склонность к чудачеству проявляют его персонажи-гангстеры и в "Точке кипения", и в "Сонатине", не говоря уже о предшествующей ленте "Фейерверк". К тому же в ней японский мастер впервые обнародовал на экране свои удивительные живописные работы, сочетающие искренность и доверчивость своеобразного примитивизма с глубоко национальной философской традицией рисованных миниатюр. Он не удержался от того, чтобы и в заставке данного фильма дать похожие образчики l’art naif, что удачно перекликается и с немудрёным ходом представления всего повествования в качестве оживших фотографий с подписями из детского альбома юного Масао, который словно подготовил сочинение на заданную тему: "Как я провёл лето".
Вот и сама картина полностью называется "Лето Кикудзиро", но уже в Канне почему-то превратилась просто в "Кикудзиро", а в нашем варианте, слепо следующем латинской транскрипции – в "Кикуджиро". Усечение названия существенно влияет на верный настрой – мы ведь видим не очередную самурайскую ленту о "доблестном Кикудзиро" и даже не гангстерский фильм о "безжалостном Кикудзиро", а симпатичную, порой забавную, иногда грустную сказку в изложении ребёнка ещё младшего школьного возраста (Масао только 9 лет) о "лете Кикудзиро". До самого финала мальчишка даже не спрашивает, как зовут сопровождающего мужчину, и обращается к нему просто как к дяде, пока не решается напоследок всё-таки выяснить имя.
Оказывается, это было "лето по имени Кикудзиро". Что больше соответствует японской поэтике восприятия мира, когда сезонное время года, явление природы, любой предмет флоры и фауны сопоставляется с человеческой личностью. Ну, вспомним, например, такие заголовки: "Ты была подобна дикой хризантеме" Кэйскэ Киноситы или "Осень в семействе Кохаягавы" Ясудзиро Одзу. Кстати, Такэси Китано, который и раньше признавался в любви к "национальному певцу детских шалостей и старческого умиротворения", в своей восьмой по счёту работе явственнее отдаёт должное именно Одзу.
В этом плане можно себе представить "Лето Кикудзиро" как современный вариант озорной картины "Доброе утро!" в странном сочетании с драматической "Токийской повестью" об уже немолодых супругах, вынужденных отправиться в туристическую поездку, как в прежние времена. А девятилетний мальчишка, которому некуда деться во время летних каникул, решает пуститься в путь на поиски своей матери. Но в добровольно-принудительные спутники ему был навязан 50-летний наглый бездельник, пройдоха и мошенник, остающийся вечным неудачником из-за того, что будто и вовсе не думал выходить из детского возраста. В этом союзе двух неприкаянных существ, странствующих по дорогам, легче всего увидеть параллели с "Бумажной луной" Питера Богдановича и "Алисой в городах" Вима Вендерса (между прочим, ещё один приверженец Ясудзиро Одзу). Или же почувствовать сентиментально-щемящую, но всё равно смешную интонацию историй Чарли Чаплина – от "Малыша" до "Новых времён".
Однако куда плодотворнее было бы сравнение с такими работами Одзу, сделанными ещё в середине 30-х годов, как "Повесть о плакучей траве" и "Токийская ночлежка", где несчастность судеб социальных изгоев общества порой не исключает комичности их поведения. И в какие-то моменты Такэси Китано начинает напоминать своего тёзку Такэси Сакамото, который в средний период творчества Одзу обычно играл простодушных, но жизнелюбивых людей из народа. И то, что с опозданием примерно на десять лет выдающиеся произведения Китано наконец-то (после Запада) начали признавать у него на родине, свидетельствовало не только о горькой истине, что "нет пророков в своём отечестве", но, прежде всего, о сознательном приходе самого творца к более впечатляющему отражению на экране именно национального миропонимания. Разбросанное отдельными экстравагантными или внезапно лирическими фрагментами в большинстве его предшествующих лент, пожалуй, лишь в "Фейерверке" и "Лете Кикудзиро" приобрело вид стройной системы эстетического и философского отношения автора к действительности.
Хотя в то же время нельзя не признать, что две названных картины, решённые в драматически-экзистенциальном или трагикомическом плане, кажутся искусственно программными для Такэси Китано, а наиболее совершенной и спонтанной работой остаётся гангстерская печально-ироническая "Сонатина". В сопоставлении с ней "Фейерверк" – настоящая соната в миноре, а "Лето Кикудзиро" – порой беспечное скерцо с лирико-драматическими обертонами, опять озвученное замечательными минималистскими экзерсисами композитора Джо Хисаиси. Его западающие в память мотивы как раз и остаются в качестве лёгкого ностальгического воспоминания о проведённом лете – подобно фотографиям в альбоме, сорванному подсолнуху, ангельскому колокольчику и лицу бывшего попутчика, затерявшегося средь бела дня в большом Токио.
1999

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Алиса в городах / Alice in den Städten, (1974)
Центральный вокзал / Central do Brasil, (1998)

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова