Описание Виттория перетекает по жизни из одних обстоятельств в другие: мужчина – подруга – другой мужчина – соседка… Уходы – приходы – встречи – рассказы…

Все это, как облака, проплывающие по небу: вот они есть, а через мгновение – уже нет. Ничего особенного, акцентированного. Жизнь проживается. Танец-лицедейство: вода в чане, щепочки на сухой земле, затмение…

Премьера (мир): 12 апреля 1962
Рейтинг кинокритиков: 7.5 (89%, 17 + 2 = 19)

Награды:
Каннский кинофестиваль, 1962 год
Победитель (1): Особый приз жюри
Номинации (1): Золотая пальмовая ветвь

Связи:
Начало
1.
2.
 

Упоминается в
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Амели (2001)
Le Fabuleux destin d'Amelie Poulain
7.
 


Знаете ли вы, что:
• Фильм был сокращён в советском кинопрокате на 21 минуту.

Из книги «3500 кинорецензий»:
Экзистенциальная драма (10/10)

Этот фильм Микеланджело Антониони, некогда смущавший умы интеллектуалов всего мира (в том числе – и у нас, когда довольно неожиданно попал в советский кинопрокат, хотя и лишился, вероятно, из-за необходимости сокращения более чем двухчасового хронометража, одного из своих ключевых эпизодов – полёта на небольшом частном самолёте), вполне может теперь показаться старой доброй классикой. Обострённо нервная, мятущаяся героиня Моники Витти, которую здесь зовут Витторией, терпит вопреки собственному имени поражение за поражением в личной жизни, опять переживая прославившую Антониони на рубеже 50–60-х годов ("Затмение" – четвёртая часть условной пенталогии: от "Крика" до "Красной пустыни") проблему "некоммуникабельности чувств" в экономически стабилизировавшемся обществе.
Но также впечатляюще запечатлены постановщиком вместе с уникальным оператором Джанни Ди Венанцо, который умел поразительно ощущать различные режиссёрские манеры (от Франческо Рози до Федерико Феллини), сцены биржевой лихорадки, ныне ведомой и нам. Суетливое движение людей в ограниченном пространстве ещё сильнее подчёркивает их внутреннюю пустоту. Каждый из них как будто пытается заполнить свою жизнь энергичным действием и придать ей некую осмысленность. Все хотят непременно быть, а не только лишь казаться. И наивно думают, что действительно правят миром, поскольку от них якобы зависит быстрая смена цифр на демонстрационном табло биржи. Но на самом-то деле, эти люди – обычные марионетки, а биржа – некая видимость регулятора экономики. Представляется более вероятным, что какой-то внеположный Рок определяет человеческие судьбы и общественные перемены. А в машинальных поступках участников всеобщего водоворота куда больше непостижимого и зашифрованного, как, например, в тех детских рисунках, что машинально оставляет на листочке бумаги толстяк-буржуа, только что потерявший несколько миллионов на бирже.
В эпизоде на квартире у Марты, новой знакомой Виттории, словно находит реальное воплощение её мечта об иной – нецивилизованной, дикой, доисторической – жизни, где ещё есть место неосознаваемым инстинктам. Лишь на время сменив лицо на маску (переодевшись в африканскую экзотическую одежду), на мгновение забыв о самой себе, случайно перевоплотившись, как бы переселив свою душу в другое тело, Виттория вскоре по рассказам Марты понимает, что и в Кении может быть ужасно скучно. Пустота давно заполнила душу человека. От этой опустошённости никуда не улететь, как в упоминавшейся сцене короткого воздушного путешествия, и ни за что уже не избавиться от себя. Да и чуть ли не весь мир, который окружает Витторию, находится будто за стеклом (как в момент её поцелуя с новым возлюбленным, биржевым дилером Пьеро, поразительно равнодушным, холодным, "кажущимся" человеком) или, вернее, под стеклянным колпаком (если вспомнить, допустим, "Золотой горшок" Гофмана). Он удивительно призрачен и почти ирреален, хотя оттуда всё равно нельзя выбраться.
Страшно пустынный, голый и безжизненный пейзаж предночного города, производящий впечатление некоего фантастического мира, который словно испытал воздействие нейтронной бомбы, кажется весьма точной проекцией на экран подсознательного состояния героини. Виттория так и не встретилась с Пьеро на их обычном месте свидания у строящегося дома, которое осталось пустым. А мертвенный свет фонаря в последнем кадре дополняет ощущение общей тревоги и безысходности существования человека в подобной реальности, где он словно проделал всего лишь ложное движение по кругу в мнимом мире видимостей. Поистине – затмение!
1978/2003

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Красная пустыня / Il deserto rosso, (1964)

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова