Описание Франция, 1944 год. Хирург местной больницы, помогающий Сопротивлению, отсылает жену и дочь в деревню, а когда приезжает их навестить, видит тела зверски убитых людей, среди которых его застреленная дочь и соженная из огнемета жена. Эсэсовцы же все еще были на месте расправы, празднуя "победу" местного значения. Тогда хирург достает старое ружье, и начинается возмездие – доктор отлично знал все уголки этого старинного, неприступного замка, а дома, как говорится, и стены помогают…

Слоган: "Revenge has never been so sweet!"
Премьера (мир): 22 августа 1975
Релиз на DVD: 11 июня 2009

Награды:
Сезар, 1976 год
Победитель (3): Лучший фильм; Лучший актер (Филипп Нуаре); Лучший саундтрек
Номинации (6): Лучший актер второго плана (Жан Буиз); Лучший режиссер (Робер Энрико); Лучший адаптированный или оригинальный сценарий; Лучшая работа оператора; Лучший звук; Лучший монтаж

Связи:
Упоминается в
1.
 


Знаете ли вы, что:
• Идеей сюжета послужила резня в Орадур-сюр-Глан, когда батальон панцер-гренадёр Ваффен-СС "Фюрер" дивизии "Дас Райх" вырезал население одноимённой деревни: мужчин, женщин и детей (всего 642 жертвы), что стало самым массовым убийством гражданских, совершённым немецкими войсками на французской территории за всю историю Франции.
• Фильм снимался в деревне Брюникель, департамента Тарн и Гаронна, и в городе Монтобан.
• После выхода фильма Филипп Нуаре стал первым актёром, получившим премию "Сезар" за лучшую мужскую роль.

Из книги «3500 кинорецензий»:
Драма военных времён (9/10)

Эта французская картина вышла к 30-летию окончания второй мировой войны и пользовалась широким признанием критиков и зрителей, заслужив "Сезар" за лучший фильм года, а спустя 10 лет даже удостоившись "Сезара десятилетия" (подобная премия, к сожалению, потом почему-то не вручалась). "Старое ружьё" как раз относится к тому моменту в постижении мировым кинематографом военной темы, когда после увлечения в 60-е годы масштабными батальными кинополотнами или же военно-приключенческими лентами стал формироваться иной интерес – к психологическому, а порой и к психопатологическому подходу в анализе судеб людей, которые испытали на себе воздействие войны и эпохи тоталитаризма.
Хотя тут возникали другие опасности при решительной смене оптики: с широкоформатной и всеохватывающей панорамы величественного экранного зрелища – на более камерное воспроизведение частной жизни, увиденной словно под микроскопом. Рассмотрение отдельной человеческой судьбы вообще вне связи с судьбами Истории, как и излишнее осовременивание прошлого, которое оценивалось с сегодняшних новомодных позиций, могли привести к вольному или невольному искажению реально происходившего.
Но если, например, "Лакомб Люсьен" (1973) Луи Маля был всё-таки несправедливо воспринят французами чуть ли не как оскорбление памяти многих о второй мировой войне и о Сопротивлении, то "Старое ружьё" Робера Энрико через два года не встретило какого-либо раздражения в обществе, несмотря на очевидную полемичность в трактовке идеи личной мести за расправу над мирными жителями деревни Монтобан в 1944 году (а в основе данной истории – известная трагедия Орадура). Человек, который мстит немцам за смерть своей жены и дочери, делает это в одиночку, помимо всех – пусть и можно психологически оправдать стремление того, чьё горе столь велико, самостоятельно расквитаться за гибель близких.
"Аз отмщение воздам". Библейское изречение точно характеризует такую месть. Слово "воздам" схоже со словом "создам". Что было создано, то и будет воздано. Каково преступление, таково и отмщение. Они отличаются только по знакам "+" и "-". Но должны ли быть равны по жестокости?! Здесь возникает неожиданное: палач и мститель практически уравниваются. Разница лишь в том, что решившийся на отмщение имеет право на ответную жестокость, а первоначальный "сеятель зла" – нет.
В какой-то момент авторы "Старого ружья", вероятно, переступают грань психологической правды, когда их герой, провинциальный доктор Жюльен Дандьё, начинает мстить как бы по инерции. Сознание продолжает привычно воспроизводить воспоминания о жене Кларе и дочери Флоранс, но они словно проходят мимо, не задевая его. То, что осталось в памяти из прежнего существования, становится своего рода реальностью. Жюльен забывает, что уже нет ни Клары, ни Флоранс. В финале он едет с другом Франсуа в машине и приглашает к себе домой, говоря, что жена будет рада. И только после этого вспоминает обо всём случившемся – слёзы застилают глаза.
А в это время из глубины кадра медленно выезжают на велосипедах трое: счастливые родители вместе с девочкой. Повторяется начало фильма, причём без заключительного стоп-кадра. Можно интерпретировать так: Клара и Флоранс отнюдь не умерли в представлениях Жюльена, всё ещё живы в его памяти, и теперь это является единственной реальностью для человека, лишившегося смысла бытия. К тому же воспоминания в картине расположены так, что мы движемся в глубину лет. И последнее из них раскрывает обстоятельства знакомства Жюльена с Кларой. А уходящий в затемнение финал, весь наполненный радостью жизни, будто предполагает новое начало. Что было бы со всеми героями, если бы не война…
Но как же быть с подлинной действительностью?! Временами складывается впечатление, что Жюльен Дандьё начинает мстить уже без причины – просто потому, что получает удовольствие от жестокости. Неслучайно, что он – хирург (то есть человек, привыкший к виду крови). Знаменательно появление эпизода из детства героя, когда отец взял маленького Жюльена на опасную охоту и застрелил у него на глазах дикого кабана при помощи ружья, заряженного картечью. Именно это смертоносное оружие достаёт из тайника уже взрослый Дандьё, с усердием и сосредоточенно протирает его, готовясь к расправе над немцами, которые зверски убили жену и дочь.
Филипп Нуаре, тоже отмеченный "Сезаром", вполне убедителен в данной роли, поскольку веришь в то, что такой тихий и спокойный человек мог скрывать в себе яростную жажду мести. Кстати, убивает Жюльен довольно спокойно, деловито, неторопливо. Лишь в двух случаях его лицо искажается от ненависти и отчаяния, страха и бессилия. Дандьё заходит в церковь и видит там страшную картину: на полу убитые люди, повсюду кровь. Ярость застилает глаза – схватив статую Христа, он начинает крушить всё подряд. Бог против всех, а не за всех. Значит – каждый только за себя!
А в другой сцене, когда Жюльен видит труп своей тринадцатилетней дочери в траве и обугленные от огнемёта останки жены, он представляет, как это случилось, валится беспомощно на землю, закрыв руками рот, чтобы немцы не услышали рыданий. Но вот со старым ружьём в руках герой сразу же обретает решимость: он знает, что делать! И с неописуемой злостью на лице уничтожает из огнемёта последнего немца – офицера, собравшегося от отчаяния покончить жизнь самоубийством. Хотя нельзя забыть совершенно иного Жюльена Дандьё: заботливого, доброго, нежного, ласкового и даже забавного в своих отношениях с женой и дочерью, трогательного и романтичного во время первой встречи с Кларой.
Как раз истинным наслаждением является возможность любоваться вместе с главным персонажем этой восхитительной женщиной. Роми Шнайдер, которая, увы, была обойдена вниманием французских киноакадемиков, поистине великолепна в роли жены, полна очарования и на редкость открыта, можно сказать, распахнута вовне – навстречу жизни, излучая радостный свет, щедро даря улыбки и смотря на мир весёлыми, искрящимися глазами. Её лицо просто озарено любовью – к мужу и дочери, к той счастливой довоенной поре, когда всё казалось преисполненным удивительного покоя и умиротворения. Но уже в эпизоде праздника в замке Жюльен застаёт Клару плачущей в подвале – предчувствие тревоги и неясное беспокойство как будто нечаянно коснулись её своими крылами, позволив ощутить дуновение близкой трагической кончины.
А в момент расправы Клара – абсолютно другой человек. Она стоит перед дулом огнемёта – и смотрит с ненавистью и страхом, спокойно (как только и могут смотреть в глаза смерти люди твёрдые и сильные) и всё же растерянно. Разумеется, она боится умереть, но презирает тех, кто сейчас её убьёт. А растерянность вызвана тем, что эта женщина впервые столкнулась с ужасным и не имеющим никакого оправдания: только что были убиты много людей из деревни, а ей самой так и не удалось спасти свою дочь.
В конечном счёте, именно этот крупный план невинной жертвы, не отводящей своего лица от творящегося вокруг ада, ни за что не исчезнет из памяти и может быть единственным моральным искуплением как для главного героя "Старого ружья", так и для зрителей. Они способны понять и простить ему безжалостную месть, в осуществлении которой человеку следует, прежде всего, опасаться собственного расчеловечивания.
1977/2006

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Соломенные псы / Straw Dogs, (1971)
Revenge has never been so sweet!

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова