Описание Несколько странное поведение новой служанки с самого начала удивляет членов семьи Лельевр. Может быть, абсолютное бесстрастие – только маска, скрывающая нечто загадочное? Ясно одно – с появлением Софи в доме начинается цепь необычайных событий, в которые вольно или невольно вовлечены все.

Сборы в США: $873 196
Премьера (мир): 30 августа 1995
Релиз на DVD: 27 февраля 2014
Рейтинг кинокритиков: 7.7 (93%, 26 + 2 = 28)

Награды:
премия "Люмьер" за главную женскую роль (Изабель Юппер).

Сезар, 1996 год
Победитель (1): Лучшая актриса (Изабель Юппер)
Номинации (6): Лучший фильм; Лучшая актриса (Сандрин Боннэр); Лучший актер второго плана (Жан-Пьер Кассель); Лучшая актриса второго плана (Жаклин Биссет); Лучший режиссер (Клод Шаброль); Лучший адаптированный или оригинальный сценарий

Венецианский кинофестиваль, 1995 год
Победитель (2): Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Изабель Юппер); Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Сандрин Боннэр)
Номинации (1): Золотой лев

Связи:
Версия
1.
 

Упоминается в
1.
У каждого свое кино (2007)
Chacun son cinema ou Ce petit coup au coeur quand la lumiere s'eteint et que le film commence
 


Из книги «3500 кинорецензий»:
Криминальная социально-психологическая драма (8/10)

"Церемония", 46-я по счёту в обширной фильмографии (если не считать ещё короткометражные и телевизионные работы) Клода Шаброля, поначалу может произвести впечатление очередного опуса, как говорят американцы – familiar, то есть привычного, более того, поднадоевшего и, в соответствии со вторым значением слова, опять обращённого к семейно-бытовой жизни, разумеется, жителей французской периферии. Причём их не назовёшь провинциалами в нашем понимании, поскольку и провинция во Франции – не только среда обитания крестьян и служащих из среднего класса, но и место спокойного отдохновения от забот и проблем больших городов представителей культурной и экономической элиты.
Вот и семейство Жоржа Лельевра, владельца фабрики консервов, и его деятельной (кажется, на ниве общественных связей) жены Катрин, которой чуть больше сорока, немало времени проводит в комфортабельном загородном особняке. Они нанимают новую кухарку-уборщицу-экономку в одном лице. Девушка по имени Софи, возможно, не без странностей – но какая из служанок надолго сможет устроить капризных буржуа, любящих вкусно поесть и потом с не меньшим удовольствием отдаться слушанию музыки Элгара и Дебюсси или почти ритуальному телепросмотру оперы "Дон Жуан" Моцарта.
Клод Шаброль, который сам является выходцем из мелкобуржуазного круга французской периферии, а в частной жизни действительно склонен к чревоугодию и меломании (не случайно, что его сын Матьё стал композитором, заменив с середины 80-х годов в фильмах отца прежнего постоянного автора музыки – Пьера Жансена), с радостью иронизирует над "скромным обаянием буржуазии". В том числе – и над собственным творчеством, заставляя мадам Лельевр ханжески отослать под удобным предлогом своего юного сына в тот самый момент, когда по телевизору показывают не очень приличную, на её взгляд, сцену из шабролевской ленты "Кровавая свадьба".
Даже те, кто ничего не заподозрил, вскоре должны убедиться, что ружьё, появившееся в кадре, непременно должно выстрелить, семейная идиллия будет иметь кровавые последствия, а Софи вместе с ещё более нахальной и бесцеремонной подружкой Жанной, служащей почты, что-нибудь обязательно выкинут против изначально ненавистной им семьи сытых и благополучных богачей. Две молодые женщины, социально униженные и оскорблённые, являются страдательными фигурами также и с точки зрения своего пола. Но старательно вызывая сочувствие к этим стихийным бунтаркам и пригласив на их роли звёзд французского кино – Сандрин Боннэр и Изабель Юппер, которые знаменательно разделили на фестивале в Венеции премию за лучшую игру, а Юппер вдобавок впервые (и лишь с восьмого захода!) удостоилась престижного "Сезара" – режиссёр, вероятно, даже помимо своей воли спровоцировал в финале не только жалость к падшим и преступившим закон.
Расплата безжалостна и хитроумна – будто само Провидение решило вмешаться в чуть медленное развитие событий и наказать провинившихся за хладнокровный акт насилия. Причём это выглядит почти как в античных трагедиях или в том же "Дон Жуане", когда Deus ex machina подводил неминуемый итог всему происшедшему. И роковое столкновение машин, и не менее зловещая шутка судьбы, устроенная с помощью ещё одного механизма – аудиомагнитофона, который беспристрастно зафиксировал все звуки разыгравшейся трагедии – это знаки "непреклонного правосудия". Кстати, так можно было бы перевести название английского романа A Judgment in Stone, написанного Рут Ренделл в начале 60-х годов, когда она представила героинь из низшего класса старше и намного вульгарнее, чем те, кого сыграли Боннэр и Юппер.
Но "французский Хичкок", несмотря на свою явную любовь к англо-американскому мастеру триллеров и саспенсов о безвинных жертвах и неотвратимом наказании (вместе с Эриком Ромером ещё в 1957 году Клод Шаброль издал книгу об Альфреде Хичкоке), всё-таки старался открещиваться от подобной славы. И не желал быть, подобно Ромеру, автором "моральных историй", считая себя, прежде всего, певцом этики, а не морали, художником, исследующим поведение индивидуальных характеров в конкретных случаях. Человек должен сам иметь в себе нравственный закон и поступать в согласии с ним, не переступая последнюю черту. Не случайно и то, что в давнем коллективном фильме "Семь смертных грехов" Шаброль выбрал новеллу как раз о скупости. Жадность к деньгам, почти "природное" стремление к наживе, страсть к обогащению любой ценой – первая ступенька, главный "смертный грех" на пути нравственного падения, деградации личности.
Создатель "человеческой комедии V Республики" (эта характеристика французского критика Жан-Пьера Жанкола более лестна для Клода Шаброля, который, как это ни странно, так и не обратился в кино или на телевидении ни к одному из романов Оноре де Бальзака, а предпочёл довольно традиционно и скучно экранизировать "Мадам Бовари" Гюстава Флобера) обретает в "Церемонии", особенно в её финальной части, как бы новое дыхание. Вторым его не назовёшь хотя бы потому, что Клод Шаброль "возрождался" уже несколько раз – в конце 60-х, десятилетие спустя (между прочим, именно тогда, в 1978 году, на съёмках картины "Виолетта Нозьер" произошла первая встреча с актрисой Изабель Юппер, которая снималась у него семикратно – практически со всеми постановщиками она работает по одному разу!). Шаброль чаще всего считался более коммерциализированным режиссёром, нежели коллеги из "новой волны", но выживать и сохранять чутьё не в эстетско-интеллектуальном кинематографе порой куда труднее. Во всяком случае, Шаброль на данный момент почти уже сравнялся по количеству игровых кинолент с мэтром Хичкоком, всего поставившим 54 фильма.
1996/2007

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Забавные игры / Funny Games, (1997)
Слуга / The Servant, (1963)
Елена / (2011)

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова