Описание Время действия – 1996 год. Место действия – Северный Кавказ. Территория войны… Хотя на экране войны почти нет. Просто солдатские будни. Просто ежедневный быт одного подразделения российской армии. Просто в каком-то горном ауле была так называемая "зачистка", в ходе которой взорвалась мина и погиб пацан-калека, и теперь взвод, проводивший "зачистку", отправлен начальством на блокпост в окрестностях какого-то относительно тихого поселка, чтобы уберечь солдат от мести со стороны жителей того самого горного аула.

Парни в военной форме ждут, когда "где-то там" улягутся страсти, а пока спят, едят, курят травку, по очереди перепихиваются с девчонкой, за услуги которой расплачиваются патронами… Патронами, которые, совершив закономерный круговорот, окажутся в стволе снайперской винтовки неуловимого стрелка-одиночки, постоянно и неусыпно наблюдающего за блокпостом…

Слоган: "Check your point of no return"
Премьера (мир): 20 февраля 1999
Рейтинг кинокритиков: (—%, 0 + 1 = 1)

Награды:
Премия за режиссуру на МКФ в Трое в 1999 году.

Кинотавр, 1999 год
Победитель (2): Главный приз «Золотая роза»; Приз Гильдии киноведов и кинокритиков

Карловы Вары, 1999 год
Победитель (1): Лучший режиссер (Александр Рогожкин)
Номинации (1): Хрустальный глобус

Знаете ли вы, что:
• Солдаты за услуги глухонемой "расчитываются" патронами калибра 5,45х39, а в конце фильма в руках у неё винтовка калибра 7,62х54.
• Курение солдатами конопли, снятие проститутки, хвост на каске и солдатские будни в фильме показанны очень похожими на подобный образ жизни солдат в американских фильмах "Взвод" и "Цельнометаллическая оболочка".
• О какой горячей точке на Кавказе в фильме идёт речь – доподлинно не известно. Предположительно, что либо о Первой Чеченской, либо о столкновениях с боевиками на границе Дагестана с Чечнёй в промежуток между двумя чеченскими кампаниями.
• Сцена с рейдом в аул – отсылка к событиям первой чеченской войны в селе Самашки, когда солдаты и внутренние войска вошли в село, и по их неосторожности пострадало много мирных жителей.

Из книги «3500 кинорецензий»:
Военная драма (7.5/10)

Военно-патриотический психоз, порой охватывающий отнюдь не воинственных коммунистов старой закалки, которые тоскуют об эпохе, "когда все нас боялись", но и совсем юных парней, видимо, не доигравших в игру "Зарница" (а то и не заставших её) или в какую-нибудь иную современную компьютерную "стрелялку", заставляет предположить наличие в них не столько природной агрессивности, сколько не выявленной и не сублимированной энергии. Юноши рвутся на войну – хотя одновременно немало призывников "косят от армии". Ветераны-афганцы (а теперь ещё и участники войны в Чечне) кроют последними словами ту власть, которая их послала на бессмысленную бойню – но разве были у нас, как в Америке 60-х, нередкие случаи демонстративного сожжения повесток?! Хочется понять тех, кто пошёл воевать – ни возненавидеть их, ни превознести до небес, а именно почувствовать, уловить, "проинтуичить": что же такого неведомо привлекательного и манящего есть в "пейзаже во время битвы"?!
"Блокпост" начинаешь смотреть не без заведомого раздражения – неужто предстоит пройти ещё одно "Чистилище", тем более что среди продюсеров значится имя Константина Эрнста, руководителя единственного телеканала, которому хватило цинизма и пошлости, чтобы показать редкостный образчик нахально-самодеятельного кино, который был сотворён Александром Невзоровым, давно амбициозно желавшим превратить свои "600 секунд" в "600 веков". Прежде всего, не хотелось лицезреть очередную просветительскую агитку – не важно, с каким знаком и пафосом.
И первые сцены картины Александра Рогожкина тоже настораживают, потому что в них поневоле видится желание патриотично и даже по-отечески поддержать этих молодых парней, преимущественно городских, которые оказались вдали от дома, воюют неизвестно за что, да и война какая-то странная – непонятно с кем и непривычно как. То есть не передовая с чётко ощущаемой линией фронта, а будто засада в тылу врага, хотя воины обязаны в открытую выполнять свою функцию "проверки на дорогах", пусть и трудно отличить мирного жителя (и даже юную жительницу!) от опасного потенциального противника, настоящего профессионала своего "убийственного дела".
Если уж искать знакомую аналогию, то из бесконечной (и чего греха таить – чаще всего профанирующей эту тему) серии фильмов о Великой Отечественной войне надо бы вспомнить вовсе не ленты о диверсионных группах разведчиков или отрядах партизан, которые устраивают рейды вдали от передовой, а (как это ни оскорбительно) представить себе ненавистных фашистов, охраняющих какой-либо пост на просёлочной дороге где-нибудь на Брянщине. Ведь "тоже люди", говоря словами толстовского героя, натурального пацифиста. Их также послали на войну – ну, не из Москвы и Питера, а из Берлина и Гамбурга. И разве они не хотели просто выжить, по-своему не приспосабливались к нелёгким для себя условиям в чужой стране? Почему мы готовы относиться по-человечески только к братьям по крови, вере и классу – и словно забываем вообще об антропоморфизме, когда речь заходит о врагах?
Помнится, в одном из ранних фантастических произведений братьев Стругацких герой запоздало начинает страдать из-за того, что почти инстинктивно уничтожил на далёкой планете некое абсолютно не антропоморфное существо, которое вело-то себя как разумное и готовое к контакту. Вот и нам не следует ли отстраниться от ситуации противопоставления "наши – не наши", чтобы ужаснуться не только от того, через какой ад прошли российские ребята в Чечне, а, может, в большей степени – по причине открытия столь неприятной истины, что "свои" там были "чужими", как и немцы для нас во время Великой Отечественной.
Другое сопоставление, которое надо сделать в отношении "Блокпоста", чтобы верно оценить его значение для отечественного кино (другое дело, что мало кто с этим согласится – куда приятнее восторгаться не лишённым фальши "Кавказским пленником" или кощунственно ставить рядом "Чистилище" и… "Апокалипсис сегодня"), это сравнение работы Александра Рогожкина с честной и беспощадной американской лентой "Военные потери" Брайана Де Пальмы. Кстати, ей по-хорошему завидовал Стивен Спилберг, называя лучшим произведением о Вьетнаме и желая снять нечто подобное по художественному, а главное – по этическому уровню, что отчасти он и осуществил почти десять лет спустя в "Спасении рядового Райана".
Между прочим, картина Де Пальмы вызвала неприятие у самих ветеранов войны в Индокитае, кого не задело, кажется, ничто другое, включая залихватские боевики "Рэмбо: Первая кровь, часть II" или "Пропавшие без вести на поле боя". И дело даже не в том, что реальная история бесчинств американских солдат во Вьетнаме оскорбила патриотические чувства их многих сограждан, которым всё-таки хотелось бы верить, что парни сражались отважно и вели себя достойно по отношению к мирному населению. В "Военных потерях" очередная операция "по зачистке территории" и вообще эта война, ведущаяся в стороне от передовой, больше похожа на якобы мирную жизнь с крутыми криминальными разборками, где жить и выживать намного труднее ещё из-за того, что приходится выдавать особо провинившихся подельников органам правосудия.
Конечно, в "Блокпосте" всё не так трагично и жестоко – и в качестве своеобразного "предателя" выступает генерал в исполнении Алексея Булдакова, как бы заскочивший сюда в промежутке между "Особенностями национальной охоты" и "Особенностями национальной рыбалки". Но кажущаяся анекдотичность этого случая, как и довольно весёлое времяпрепровождение молодых солдат на войне (у нас-то больше привыкли воевать на экране с хмурыми и серьёзными лицами), по причине своей будничности и житейской понятности производят впоследствии более тягостное впечатление, когда всё кончается обидно, вообще по-дурацки пролитой кровью. Беспечность и удаль оборачиваются нелепыми смертями, что, в принципе, чуть ли не в нутре (и в натуре!) немалого числа соотечественников, куда более активно и скоропостижно гибнущих на "пьяном фронте".
Те, кто считает рогожкинские фильмы про "Особенности…" лишь бездумными комедиями, разошедшимися на присказки и анекдоты, видимо, не ощущают тревожной ноты, которая, разумеется, сильнее прорывается и в его трагикомических лентах "Акт" и "Жизнь с идиотом", и в поистине трагических картинах "Караул" и "Чекист". У нас всё делается наобум и взахлёб, вопреки и на авось. Как живём – так и воюем! Особенно же впопыхах и расшибая лоб, когда не знаем, на чьей мы стороне?
1999

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Кавказский пленник / (1996)
Война / (2002)
9 рота / (2005)
Пленный / (2008)
Check your point of no return

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова