Закладки доступны после регистрации

Нас мало

  • 5-10-2014, 15:14
  • 195

фильм

Оригинальное название: Few of Us
Год выхода: 1996
Страна: Португалия, Франция, Германия, Литва
Жанр: Драма
Сценарий:
Режиссёр: Шарунас Бартас
В ролях: Екатерина Голубева, Пётр Киштеев, Сергей Тулаев, Юлия Иноземцева
Студия: Gemini Films, Madragoa Filmes, Studio Kinema, Westdeutscher Rundfunk (WDR)

7,4 10


Описание Кто эта девушка, которая так пристально смотрит в окно вертолета на дикий, бескрайний пейзаж Саян? Что она ищет на этой земле, нетронутой цивилизацией, на земле, где обитают тофолары – люди, о которых забыл даже Бог?

Премьера (мир): 18 сентября 1996

Награды:
Приз на МКФ в Брюсселе, премия за режиссуру и приз критиков на фестивале "Киношок" в Анапе.

Из книги «3500 кинорецензий»:
Экзистенциальная притча (9/10)

Когда возникают первые кадры фильма "Нас мало", то трудно отделаться от ощущения, что вовсе и не покидал пространство предшествующих картин "Три дня" и "Коридор", поскольку и в Сибири снова видишь тот же индустриальный пейзаж на фоне реки, который неотвратимо трогает душу, даже если готов порой его возненавидеть (получается, как в анекдоте: "Это наша родина, сынок!"). Но подобная "обманка" нужна литовскому режиссёру Шарунасу Бартасу (кстати, он впервые выступил и как потрясающий оператор!) не только для того, чтобы подчеркнуть кинематографическим рефреном внутреннюю связь всех своих произведений. Это оказывается своеобразным напоминанием о том аде, куда мы спустились и тут же захотели вырваться куда-то прочь, в неведомые пределы. Бегство в никуда становится желанной альтернативой для мучающейся души, которая устремляется в далёкий край, надеясь хоть там найти ускользающий рай (интересно, что в Италии ленту назвали так: "Далеко от Бога и людей").
В картине "Нас мало" (также встречается иной вариант перевода – "Нас немного") есть поразительный момент, когда долго-долго вертолёт с главной героиней на борту снижается среди саянских сопок, но это, как ни странно, воспринимается буквально наоборот – словно вознесение на небеса, освобождение из затхлого и унылого земного плена, полёт наяву, ранее грезившийся лишь во сне. И то, что в первый и пока что в последний раз в качестве альтер-эго постановщика выступает именно женщина (хотя Катерина Голубева снималась в двух прежних фильмах, а потом была соавтором сценария "Дома"), косвенно свидетельствует о своеобразном "спасении Эвридики", которая, как человеческая душа, согласно поэту, "Огнём, как спирт, без тени // Уходит по земле…".
Мы ничего не узнаем о том, почему эта девушка очутилась в столь отдалённых местах, среди вымирающего народа тофаларов (вот вам и перекличка с платоновским "Джаном"!), который кажется придуманным и нафантазированным "литовским отшельником", если не ведать, что в юности он сам путешествовал по большой стране под названием СССР. И во время одной из таких поездок снял на плёнке 16 мм ещё в 1983 году любительскую ленту "Тофалары" об исчезающей народности в Восточных Саянах (согласно энциклопедии, тофаларами или же по-старому карагасами называют себя жители Нижнеудинского района Иркутской области, которых в 1992 году насчитывалось всего 700 человек). Тогда вдвойне знаменательно, что собственную историю бегства из привычной и даже надоевшей среды, юношеского поиска некой "земли обетованной" он отдаёт субтильной героине, которая существует на экране как молчаливый наблюдатель, посредник между зрителем и незнакомой реальностью, стараясь остаться почти незаметной, словно раствориться в этой суровой, несмотря на внешние красоты, действительности. Не получается!
Душа, которая взыскует мира и покоя, уповая на обретение утраченной гармонии с собой, другими людьми и окружающей природой, не только испытывается вдали от цивилизации, но и подвергается новым пыткам, унижениям и оскорблениям. Искомый рай оказывается на поверку никуда не исчезнувшим адом. Географическое перемещение по свету не избавляет от присутствия в человеческой жизни разлагающих, губительных процессов "расчеловечивания", что в равной степени свойственно и жителям больших городов, и обитателям затерянных в тайге посёлков. И самая страшная проблема заключается не столько в сокращении численности того или иного народа, сколько в нравственном и духовном вырождении любой популяции вне зависимости от ареала.
Нас мало, и в то же время это может быть понято иначе – немногие из нас. Тем более что англоязычное название Few of Us как раз позволяет так интерпретировать смысл послания Бартаса. В качестве дополнительного подтверждения стоит привести слова из авторской аннотации к следующей работе "Дом": "Немногие из нас живут в нём до сих пор". Это звучит будто вольный парафраз библейской истины о том, что не все из нас попадут в рай. И фильм "Нас мало", знаменуя путь человека по его выходе из Ада, таким образом представляет собой своеобразное Чистилище, где действительно следует очиститься от земной скверны, отправившись как бы к первоосновам бытия, припав к природным источникам жизни. Хотя уже в рамках происходящего на экране становится ясно с очевидной непреложностью, что эта надежда иллюзорна, и Рай, на самом-то деле, является давным-давно и, возможно, навсегда уже потерянным.
2002

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова