Закладки доступны после регистрации

Пианистка

  • 3-10-2014, 01:33
  • 139

фильм

Оригинальное название: La Pianiste
Год выхода: 2001
Страна: Австрия, Франция, Германия
Жанр: Триллер, Драма, Музыка
Рейтинг MPAA: R
Сценарий:
Режиссёр: Михаэль Ханеке
В ролях: Изабель Юппер, Анни Жирардо, Бенуа Мажимель, Сюзанна Лотар, Удо Замель, Анна Сигалевич, Корнелия Конгден, Томас Вайнхаппель, Георг Фридрих, Филипп Хайсс, Уильям Манг, Рудольф Мелихар, Михаэль Шоттенберг, Габриэль Шухтер, Дитер Бернер, Фолькер Валдегг, Мартина Ресетариц, Аннемари Шляйнцер, Каролина Цайслер, Лилиан Нейска, Луц Лесковиц, Виктор Тюфлмайр, Вивиана Барч, Флориан Кобан, Томас Ойнер, Андреас Дона, Герти Драссль, Клаус Хендл, Эрика Колльман-Тилль, Нина Крипас, Эстер Пилс, Петра Райхель, Маркус Цюнер, Арбеси Суфи, Ноам Моргенштерн, Лиза Олах, Витус Визер
Студия: Ostereichisches Filminstitut, Osterreichischer Rundfunk (ORF), arte, arte France Cinema, Bavaria Film International, Bayerischer Rundfunk (BR), Canal+ [fr], Centre National de la Cinematographie (CNC), Eurimages, Filmfonds Wien
Продолжительность: 131 мин.

7,4 10


Описание Главная героиня Эрика – профессор Венской консерватории. Она учит молодежь дивной музыке Шуберта, сама же, будучи монстром современной цивилизации, страшно далека от гармонии небесных сфер.

Она по-детски делит ложе со старой мегерой-мамашей, лишена всякого подобия личной жизни, после занятий тайно посещает порномагазины и под кроватью держит набор садомазохистских инструментов. Когда же в нее влюбляется один из ее учеников, она шокирует и его, и зрителя совершенно дикими реакциями на юношеское чувство.

Бюджет: €3 000 000
Сборы в США: $1 012 069
Сборы в мире: + $8 785 439 = $9 797 508
Премьера (мир): 14 мая 2001
Премьера (РФ): 3 октября 2001
Релиз на DVD: 3 июня 2009
Рейтинг кинокритиков: 6.9 (73%, 59 + 22 = 81)

Награды:
"Лола" за лучший иностранный фильм в ФРГ, Национальные премии кинокритики и кинопрессы России за лучшую иностранную ленту и женскую роль иностранной актрисы.

Золотой орел, 2003 год
Номинации (1): Лучший зарубежный фильм в российском прокате - "Интерсинема Арт"

Британская академия, 2002 год
Номинации (1): Лучший фильм на иностранном языке

Сезар, 2002 год
Победитель (1): Лучшая актриса второго плана (Анни Жирардо)
Номинации (1): Лучшая актриса (Изабель Юппер)

Каннский кинофестиваль, 2001 год
Победитель (3): Большой приз жюри; Серебряная премия за лучшую мужскую роль (Бенуа Мажимель); Серебряная премия за лучшую женскую роль (Изабель Юппер)
Номинации (1): Золотая пальмовая ветвь

Европейская киноакадемия, 2001 год
Победитель (1): Лучшая женская роль (Изабель Юппер)
Номинации (5): Лучший фильм; Лучшая работа сценариста (Михаэль Ханеке); Приз зрительских симпатий за лучшую мужскую роль (Бенуа Мажимель); Приз зрительских симпатий за лучшую женскую роль (Изабель Юппер); Приз зрительских симпатий за лучшую работу режиссера (Михаэль Ханеке)

Связи:
Отсылки к
1.
2.
3.
4.
 

Упоминается в
1.
2.
3.
 


Знаете ли вы, что:
• Роль матери Эрики изначально предлагалась актрисе Жанне Моро.
• В фильме исполнительница главной роли Изабель Юппер играет на пианино сама. В прошлом актриса в течение двенадцати лет обучалась игре на пианино.

Из книги «3500 кинорецензий»:
Экзистенциальная драма (8/10)

Австрийский режиссёр Михаэль Ханеке предпочитает уклоняться от интерпретации своих фильмов, которые вызывают если не шоковое, то обязательно неоднозначное воздействие на зрителей, подчас оставляя их в состоянии недоумения, более того – растерянности. Любой "нормальный постановщик" непременно всё договорил бы до конца, не оставив возможности для кривотолков и пересудов. Код же творений Ханеке порой остаётся неизвестным (воспользуемся названием его предыдущей ленты "Код неизвестен") или неточно прочитываемым. А автор как будто нарочно подзадоривает толкователей-любителей, уверяя, например, что при экранизации романа "Пианистка" своей соотечественницы Эльфриде Йелинек, который был моментально обвинён критиками в порнографии, сам интересовался отнюдь не порно, а просто "хотел сделать непристойное кино".
Этого он как раз добился, вызвав у многих чувство отвращения из-за демонстрируемых на экране вуайеристских и садомазохистских комплексов Эрики Кохут, сорокалетней преподавательницы музыки в Венской консерватории. Однако ещё больший шок способны спровоцировать всего лишь перечисляемые желания в её подробном письме к недавно появившемуся возлюбленному, молодому парню Вальтеру, ученику Эрики. Внешне интеллигентную женщину, которая самоотречённо служит высокому искусству, но, оказывается, носит в себе такие порочные и извращённые влечения, впору сразу же принять за клиническую психопатку, свихнувшуюся на почве подавленных сексуальных маний. А также она бросает дерзкий вызов своей матери, властной дуре и недалёкой обывательнице, которая воспитала её с детства в беспрекословном и даже весьма мелочном подчинении.
Кстати, Анни Жирардо, сыгравшая с редкой отвагой эту воинственную мещанку, оказалась куда смелее, чем Жанна Моро, которая была первоначально приглашена на роль матери, но в последний момент отказалась, не желая вредить своему культурному имиджу. Хотя Михаэль Ханеке, вероятно, держал в уме достаточно перверсивный для своего времени фильм "Мадемуазель" с участием Моро, когда предлагал ей спустя 35 лет выступить в прямо противоположной роли заурядной манипуляторши, которая противно помыкает собственной дочерью, уготовляя ей жалкую функцию "вечно виноватой жертвы".
Чего уж говорить о действительно опасном для актёрского реноме и даже рискованном для психики безоговорочном согласии Изабель Юппер превратиться в снедаемую безумными страстями строгую поклонницу Шуберта и Шумана. Эта героиня готова ходить по порнозальчикам, подглядывать за чужим сексом, резать свои гениталии бритвой, подкладывать ученице битое стекло в карман пальто, заниматься с учеником оральным сексом в женском туалете консерватории, а потом пытаться отдаться ему на полу около спортивной раздевалки… Но стоит только взглянуть на её лицо, непостижимо меняющееся у нас на глазах, способное утратить одухотворённость и возвышенность мыслей и чувств, которые почти светились во всём этом кротком облике, чтобы приобрести уже запредельную холодность, жёсткость, злостность своего выражения, некую мертвенность и потусторонность взгляда! Особенно в финале, когда оскорблённая и униженная Эрика в фойе консерватории наносит себе удар в грудь большим кухонным ножом и сомнамбулически удаляется куда-то прочь по улице, затерявшись среди городского гула, вдруг пришедшего на смену классической музыке, которая прежде уносила в горние выси.
Вот тут-то, испытав досадное ощущение оборванного, так и не прояснённого рассказа, было бы желательно, наконец, задуматься: что же на самом деле произошло, кем была эта женщина, мучавшая себя и того, кто оказался рядом? Не избрала ли она от противного демонстративно низкое и непристойное, бунтуя и стремясь вырваться из клетки, куда была заключена и матерью, и профессией, и современной городской жизнью, которая нагло и грубо навязывает нам превратные представления о человеческом удовольствии, заставляет принимать искажённые правила игры, внушает испорченные ролевые установки.
Ведь если разобраться, ленты Михаэля Ханеке ("Видео Бенни", "Странные игры") говорят об одном и том же – как люди сами становятся манипулируемыми, поддаваясь ложно понятым моделям поведения, воспринимая внушаемые иллюзии за собственные желания, подвергаясь зомбированию со стороны средств массовой информации, культуры, общества, шире – цивилизации, давно занимающейся процессом саморазрушения. Механизм подавления личности претерпел с течением времени весьма виртуозные трансформации, став гибким и изощрённым, диктуя подчас на подсознательном уровне психически ломкие стереотипы существования.
Дело ведь не в том, патологичны ли сами по себе какие-либо влечения и поступки. Вполне нормальные (с точки зрения консервативной морали) чувства и действия могут оказаться по-своему извращёнными и преступными, если сопряжены с насилием над личностью, реализованы помимо воли другого человека. Так что если оценивать с точки зрения патологии поведение матери Эрики или Вальтера, который в итоге поступил как типичный мужской шовинист, избив и изнасиловав ту, кому раньше клялся в любви, то именно их диктат становится особенно губительным для самосознания главной героини "Пианистки". Вдобавок она унижена тем, как ни в чём не бывало, даже с симпатичной улыбкой на лице, встречает её на следующий день в консерватории этот надругавшийся парень. И Эрика из чувства стыда решает покончить с собой.
Разумеется, подобной женщине, к тому же живущей в Вене, мог быть свойствен комплекс, который Фрейд называл деструктивным нарциссизмом. Она рано или поздно подошла бы к крайней точке отчаяния, но знаменательно, что обратила именно на себя ту внутреннюю агрессию, которая копилась годами, иногда прорывалась в невоздержанных реакциях по отношению к другим людям, однако была направлена, в конце концов, против единственного субъекта, кого эта женщина действительно любила и ценила – то есть против самой себя.
И то, что Эрика исчезает с экрана под какофонию городских шумов, которые, возможно, ненавистны ей не менее атональной музыки Шёнберга, опровергнувшей гармонично выстроенные композиции классиков XIX века, словно подтверждает предположение, что таким людям явно нет места в диссонансной современной реальности. Если вдруг отвлечься от всех наносных и злоприобретённых маний, которыми одержима эта героиня, живущая на рубеже XX и XXI столетий, то перед нами предстанет, по сути, романтически-трагическая фигура, достойная воспевания в романсах Шумана или же, например, в "Травиате" Верди.
Кстати, приглашая именно Изабель Юппер на роль пианистки, Михаэль Ханеке мог иметь в виду не только её экранные образы не сумевших устоять перед искусом порока женщин XX века в картинах "Виолетта Нозьер", "Пропесочить", "История Пьеры", "Потаскушка", "Женское дело", "Наводнение", "Церемония". Но и так называемые падшие создания и просто отдавшиеся во власть страстей героини Юппер из фильмов о давнем минувшем ("Судья и убийца", "Подлинная история дамы с камелиями", "Мадам Бовари", "Бесы", "Избирательное сродство") почему-то приходят на ум, когда смотришь в "Пианистке" на гениально сыгравшую актрису. Ей хоть и тесновато в рамках строго заданной режиссёрской конструкции, а играть чётко прописанные сцены приходится, как по нотам, выполняя с ангельским смирением всё, что возникло в воспалённой фантазии романистки и постановщика, Изабель Юппер достигает заоблачных высей в своей профессии именно в бессловесные моменты. Тогда на её лице читается неизмеримо больше эмоций и душевных потрясений, нежели эта лента в целом способна передать, стремясь говорить о безднах человеческого одиночества.
2001

Если вам понравился этот фильм, не пропустите:
Чёрный лебедь / Black Swan, (2010)
Пианино / The Piano, (1992)
Стыд / Shame, (2011)
Антихрист / Antichrist, (2009)
Рассекая волны / Breaking the Waves, (1996)
Секретарша / Secretary, (2001)
Ассистентка / La tourneuse de pages, (2006)
Бубен, барабан / (2009)
Чтец / The Reader, (2008)
Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi, (1972)
Код синий / Code Blue, (2011)

  • Загрузить программу для скачивания торрентов
  • Что такое magnet-ссылка

  • Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!



    0 комментариев

    Добавление комментария

    • Введите слова